Основная информация
Обучение за границей: Cпециализации

MOOC: высшее образование бесплатно для всех

MOOC
2808

Внезапное и стремительное распространение MOOC (Massive Open Online Course – массовых открытых онлайн-курсов) стало знаком действительно революционных перемен: впервые в истории появилась альтернатива традиционной системе высшего образования.

Газета The New York Times даже назвала 2012 год 'годом MOOC,' а журнал Time высказал предположение, что бесплатные сервисы MOOCs открыли для масс вход в “Лигу плюща”. И надо сказать, что это не преувеличение.

Дело в том, что в 2012 году к движению MOOCs присоединилось большинство университетов Лиги Плюща, включая Harvard University и Princeton University, а так же множество других сильнейших учебных заведений планеты: Massachusetts Institute of Technology, Duke University, California Institute of Technology, University of Illinois at Urbana-Champaign, Berklee College of Music и десятки других.

Гордость образовательной системы США, которую всегда отличал элитарный подход и экстремальная дороговизна программ, вдруг развернулась к простым смертным лицом и открыла для широкой публики дистанционные курсы, бесплатный доступ к которым имеет любой человек – вне зависимости от его доходов, уровня образования, возраста и занятости.

 

MOOC: руководство по эксплуатации

Обычно MOOC представляют собой видеолекции, записанные в исполнении одного или нескольких преподавателей, и собранные в рамках различных технологических платформ с ранжированием по университетам и дисциплинам. Подобные интернет-сервисы предоставляют компании-провайдеры образовательного контента, самые известные из которых Coursera, Udacity, World Education University и edX.

Но нужно понимать, что речь идет не о банальных записях традиционных курсов, а об адаптированных под пользователя платформы учебных материалах. К видео, длящимся 10-15 минут (это 4-8 видео курса в неделю) прилагаются дополнительные материалы, с которыми студент работает самостоятельно. Кстати, сами видеоблоки могут сопровождаться слайдами с инфографикой, ссылками на другие лекции и мини-тестами для закрепления пройденного.

Новый материал обсуждается с другими студентами в чате курса, авторы курса комментарии обычно модерируют и участвуют в обсуждении. Продолжительность МООС разная, но обычно от 4-х недель, при этом, бывают курсы с жестким расписанием и с графиком, формируемым самостоятельно студентом. В конце курса студента ждет сертификат об его окончании.

Какую платформу выбрать

На самом деле на данный момент актуальных платформ не так уж много, и у каждого провайдера предоставляющего этот сервис сложились довольно тесные отношения с теми или иными вузами. К примеру, Stanford, Duke, California Institute of Technology, University of Illinois at Urbana-Champaign, Berklee College of Music работают на базе платформы Coursera, тогда как другие университеты объединяются для создания собственных сервисов: для MIT, Нarvard и University of California at Berkeley — это проект edX.

Создатели платформы Udacity пошли немного иным путем, сделав акцент на практические знания и обмен опытом, так что они привлекают к созданию авторских курсов не только университетских профессоров, но и специалистов из Google и Microsoft.

Судить об успехах того или иного подхода пока рано, но цифры статистики завораживают. Coursera, одна из крупнейших платформ MOOC, запущенная в августе 2012 года, через несколько месяцев собрала миллионы пользователей: десятки тысяч людей ежемесячно присоединялись к проекту, чтобы стать слушателями 200 доступных курсов.

Менее чем за год Coursera собрала более $20 млн венчурных инвестиций. Udacity, второй по величине проект, привлек в число слушателей миллион человек, за несколько месяцев он собрал $15 млн среди инвесторов. Harvard и MIT потратили $30 млн на развитие edX – единственного некоммерческий проект из вышеупомянутых.

Рост популярности американских платформ заставил и британские университеты пересмотреть свои позиции, так что несколько ведущих вузов объединили усилия по созданию собственного независимого онлайн-проекта в противовес американским – платформы FutureLearn, объединившей Open University (основной собственник платформы), King’s College London, Bristol, Warwick, East Anglia, Leeds, Lancaster, Southampton, Cardiff, Birmingham и St Andrews, планируется в начале 2013 г.

Аналогичный проект внедряется и в Германии: Hasso Plattner Institute (HPI), университет со специализацией в области системной инженерии, объявил о создании платформы openHPI.

Впрочем, не все платформы носят глобальный характер: крупнейшие университеты мира (в первую очередь, США и Великобритании) создают также собственные MOOC, исследуя новые способы обучения, применяя технологии краудсорсинга для дискуссионных форумов, сопровождающих отдельные курсы, поощряют профессуру читать онлайн-лекции и выделяют для взаимодействия со студентами рабочее время сотрудников.

Для доставки «образовательного контента» университеты используют общую инфраструктуру, разработанную провайдерами.

Гранты и стипендии: Инструкции по поиску (Часть 1)

Найти программу обучения

Выберите страну
Магистратура
ОБ АВТОРЕ

MOOC

"Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили." А. Эйнштейн