Основная информация
Соединенные Штаты: Поступление в ВУЗ

Кинопогружение в Голливуд за $10.000

University of California
11510

Имя: Сергей Комаров

Страна: Россия

Университет: University of California, Los Angeles

 

Сергей, вы учились во ВГИКе, по-моему, на теоретическо-практическом факультете вроде продюсерского или киноведческого. А потом вдруг отправились в США  учиться кинооператорскому искусству. Правильно?

Ну, все почти так. Да, я сначала отучился во ВГИКе на продюсера. И пока там учился, понял, что, видимо, заниматься этой профессией не буду. Но все-таки я решил доучиться. Параллельно занялся фотографией, потом видео, потом кино и всем, собственно, в операторском направлении.

После того как я закончил очное продюсирование, я поступил на факультет дополнительного образования, на операторский факультет. Это как бы очная, но вечерняя такая форма. Но, отучившись  полгода, ушел. К тому моменту уже было много работы. И  между учением и работой я выбрал, все-таки, работу.

 

Ну, а как вас занесло в США? Это был грант? Это была стипендия? Или просто вы накопили денег, взяли в долг и поехали?

Когда я пошел работать, в какой-то момент я понял, что работаю, но все-таки хотелось бы и поучиться. Но так у меня не получилось на операторском во ВГИКе, я решил искать за рубежом. У меня были определенные ограничения: у меня уже был один ребенок, и второй был на подходе.

Поэтому я максимум мог потратить два  года, а еще лучше вообще год на обучение. И у меня был очень лимитированный бюджет. То есть, я искал курсы с программой в районе $10,000 долларов. Было несколько вариантов: один из них в Торонто, в Канаде, другой - в Лондоне, и один - в Лос-Анджелесе. И так получилось, что я поехал в Лос-Анджелес.

 

Все-таки, это вы сами платили? 

Это я сам платил. Но, естественно, мне помогали родители.  Прекрасную возможность они мне, можно сказать, подарили.

 

Что за киношкола?

Это – UCLA Extension. Есть такое большое прекрасное учебное заведение UCLA в Лос-Анжелесе. Старинный университет, в котором учат буквально всему. И там есть прекрасное киноотделение, тоже очень известное.

Ну, и UCLA Extension это как вечернее образование при UCLA. То есть, на базе UCLA, с теми же преподавателями, в тех же помещениях. Просто вечером, для людей, которые постарше, есть вот такие курсы. У них есть отделение Entertainment, и в нем - отделение кино, в котором учатся на продюсеров, режиссеров, сценаристов, актеров и операторов.

 

Скажите, а вы сдавали какие-то экзамены? Или на такие курсы можно просто приехать и поступить учиться, без экзаменов?

Никаких особых экзаменов не было. Естественно, я знал язык. Их главное требование - должно быть высшее образование какое-то. Туда после школы нельзя попасть. Туда можно попасть, только если у тебя есть первое полное очное образование.

Неважно, какое оно. Не обязательно это должно быть кинообразование. Но должно быть первое высшее образование. А каких-то особых экзаменов я не помню. Помню, что я им прислал рекомендательные письма от продюсеров и режиссеров, с которыми работал. Я им прислал свой reel, показал, что снимал. Вот, как-то так.

 

Еще немножко о финансах. Сам курс до $10,000 или в районе $10,000. Но по факту, когда уже студент приезжает, сталкивается с поиском жилья и еще какими-то дополнительными расходами, в итоге во что это все выливается? 

У меня немного такая, отдельная история. То есть, можно жить гораздо скромнее, чем я жил. Я туда поехал с женой и с одним ребенком. Второй ребенок у меня там родился. Соответственно, нас было четыре человека.

Но я могу сказать, что учеба моя, например, ровно столько и стоила, сколько они обещали. Да, какие-то были дополнительные вещи: я дополнительные курсы брал, которые мне были интересны поверх того, что нужно было брать обязательно.

Но я могу сказать, что, именно, жизнь: еда, перемещение, покупки, в общем, если так не слишком на широкую ногу жить, но при этом ни в чем себе не отказывая,  устраивая небольшие путешествия, веселясь, посещая концерты, ну, в общем, ведя полноценную жизнь, мы платили в месяц примерно $4,000.

 

То есть, если человек один, то это все немножко проще?

Конечно-конечно. Думаю, что если человек один, то, в принципе,  с таким же уровнем жизни как мы вели, можно в $2,500 уложиться. Но это не включает стоимость обучения.

 

Если именно о профессии. Мы часто слышим то, что во ВГИКе  много теории, а профессии не дают. Это действительно так или все это мифы выдуманные?

Ну, я думаю, что все это – правда. Но тоже отчасти. Во ВГИКе тоже есть прекрасные вещи, которых нет, допустим, в Лос-Анджелесе. Просто, мне кажется, тут как сравнивать глобально российский кинематограф и американский кинематограф.

То есть, все те же самые проблемы. А если конкретно сравнивать обучение тут и там, я могу сказать, что для меня кажется принципиальным вопросом то, что разные вещи пропагандируются, разные идеи.

То есть, там тебя учат с самых простых вещей быть профессиональным. То есть, с самых основ: например, учиться включать прибор правильно в розетку, а когда ты стал мастером в этом, тебе рассказывают все дальше, дальше и дальше. И в первую очередь человек на съемочной площадке это - профессионал.

То есть, он должен свою даже простую профессию знать великолепно. И как только он уже доказал, что знает ее великолепно, ему начинают доверять как творческой единице. Тогда как у нас во ВГИКе, и это свойственно российской культуре, российскому и европейскому кино, в первую очередь человек важен как какой-то творец.

 

Как художник.

Как художник, да. То есть, в принципе, учась во ВГИКе, я это замечал. Естественно, есть гении среди нас, и они расцветают даже в такой среде. Но очень многие просто там теряют время. Я сейчас приехал и зашел во ВГИК,  посмотрел,  как там проходят учебные работы, и после американского обучения понимаю, что там просто ничего не движется.

 

То есть, там все динамичнее? Да?

Там все намного динамичнее. Во-первых, люди реально платят свои деньги за обучение. И там совершенно другое к этому отношение. Там каждая секунда важна, каждая минута стоит безумных денег. Это - аренда техники, ну все-все-все.

Там люди совершенно по-другому работают. Уже начиная с университетов, ты привык к бешеному темпу. То есть, когда я слышу, у нас здесь,  жалобы от людей, что «нам дают мало времени,  чтобы что-то снять», понимаю, что в Америке этого времени еще меньше. Нужно делать все еще быстрее, еще качественнее и более организованно, наверное.

 

Ну, а по поводу аренды техники. Все это уже входило в оплату обучения, или вы дополнительно должны были сами? Вам давали базу техническую?

Технической базы, к сожалению, нет. То есть, она есть. Если ты идешь в UCLA на полное обучение, то тебе техническая база предоставляется. Но, глобально, это не проблема потому, что вся техника есть в Лос-Анджелесе.

Она там на каждом шагу, ее  сколько угодно. Просто нужно понимать, что когда ты платишь, условно говоря, $40,000-70,0000 в год, то в эту стоимость просто включена эта техника. А когда ты платишь меньшие деньги, и техника не включена, ты можешь  за нее заплатить сам. В принципе,  выбираешь модель оплаты за обучение.

 

Я правильно понимаю, что во время обучения вы тоже делали какие-то совместные студенческие работы, как и во ВГИКе.  И если да, то какая схема там? Чем кардинально отличается от того, что есть у нас? 

Сами люди финансируют себя, свои проекты. То есть, глобально там не бесплатное обучение. Там есть гранты, под которые ты можешь попасть. Но в целом, каждый за себя платит сам. То есть, все, что ты снимаешь, ты снимаешь за свои деньги. Если снимает режиссер, он платит за себя. Если снимает продюсер, он платит за себя.

Операторы, как правило, меньше всего платят, потому что они обычно  помогают и тем, и другим. Но какие-то небольшие проекты, которые мне приходилось снимать ежеквартально или несколько раз в четверть, ну, я за них платил сам. Но это какие-то такие не самые большие деньги. Все зависит от того, что ты снимаешь.

Ну, оператору проще обзавестись каким-то определенным списком техники, чтобы она у него была, чтобы он мог с ней работать. И, в принципе, предлагать себя можно с техникой – такой, как бы комплект.

Но такого как в России, что если ты учишься на очном, мало того, что бесплатно учишься, тебе еще практика бесплатная. Такого, конечно, там нет. Там платишь за все сам.

 

А требуют там какой-то “насмотренности”, как у нас?  Чтобы ты знал, условно говоря, стили в которых работает тот или другой оператор и вообще как вот с этой теоретической базой обстоят дела?

Ну, с теоретической базой…Там есть курсы какие угодно. То есть, в принципе, ты можешь взять историю кино и  прекрасно ее прослушать. За что я благодаред ВГИКу, он мне дал общую базу культурную: история кино,  глобальная история, история искусства. 

Какие-то такие алгоритмические знания, которые, на мой взгляд, необходимы. Тебя не отчислят за то, что ты чего-то не знаешь. Посещаешь лекции, пишешь тест – все. То есть, естественно, хорошо знать больше. Но никаких ни у кого не будет претензий к тебе, если ты чего-то не знаешь.

Потому, что всем все равно, что ты знаешь и чего ты не знаешь.  Ты учишься для себя.

 

Вот, после той системы, быстрой и динамичной.  После того, как вы поработали на съемочной площадке там. Вы приезжаете в Россию. Возможно ли как-то применять здесь все то, что Вы получили там? Или у нас подтормаживает и сам механизм, и, вообще, подход совершенно другой?  Как работать с этим?  Полезно ли это обучение за рубежом?

Ну, начнем с того, что я там не  работал на самых невероятных голливудских продакшенах.

 

Но это не важно. Я так понимаю, что там очень серьезно подходят и к созданию учебных работ.

Да-да-да-да. Даже там, где я работал, ты моментально подхватываешь, начинаешь учиться от самых мелочей: как себя вести, этикету на площадке, общению с людьми, организации труда каждого на площадке.

Одна из целей моего приезда в Россию - окружить себя подобными людьми, которые могут так же быстро и качественно работать. Можно чему-то их научить, из того, что я перенял.

Ну, как-то более качественно вообще пытаться вокруг себя организовать съемки. Не знаю, частично это получается, конечно. И это прекрасно. У нас есть невероятно умные и талантливые люди, которые учатся.

 

Ну, и на последок пару советов или один совет тем, кто может быть мечтает, но побаивается и думает «Ой, Америка… это где-то, там, далеко и слишком дорого, и совсем нереально для меня». 

Я, наверное, посоветовал бы просто попытаться определиться со своими целями и приоритетами. Может быть, составит какую-то таблицу, в которую вписать требования к обучению и требования к себе после этого обучения.

То есть, нужно понимать, какая цель конечная. В моем случае я выбрал годовую программу не очень дорогую. И мой выбор был абсолютно гениален и правилен. У меня было три дня в неделю занято учебой, и то - четыре часа. То есть, у меня был огромное количество времени для того, чтобы знакомится с людьми, помогать кому-то снимать, самому что-то снимать, общаться, обмениваться опытом, учится всему.

Лос-Анджелес - город, в котором  буквально каждый второй человек, который тебе встречается, так или иначе связан с продакшеном. Это даже круче, чем обучение. Ты реально попадаешь в среду, где все занимаются твоим самым любимым делом.

Плюс еще к этому, люди приезжают с разных концов света. То есть, Лос-Анджелес, и особенно кино Лос-Анджелес, это - город людей со всего света, и ты учишься у них подходам каким-то, их фишечкам, которые они привезли из своих стран. Я бы посоветовал людям продумать все еще в России, на берегу: что им нужно от обучения. Конечно же, можно платить, я не знаю…

 

$70,000 в год…

Да. Но стоит ли оно того?  Я знаю людей, которые закончили пять лет назад подобную программу, заплатив колоссальные деньги. В принципе, они там не делали больше, чем я делал. То есть, они занимались теми же самыми относительно простыми съемками в Лос-Анджелесе. И для меня это было таким шоком и удивлением.

То есть, там все очень серьезно. И там безумная конкуренция. Там нельзя расслабляться вообще ни на секунду. Ты все время должен прогрессировать и прогрессировать, предлагать что-то новое, куда-то прорываться. Так что, нужно быть готовым вот к такой очень интересной, но довольно-таки жесткой жизни.

Вернувшись обратно, я понимаю, что в России столько продакшенов, столько всего снимают, и здесь конкуренция нулевая по сравнению с Лос-Анджелесом. В Лос-Анджелесе чтобы  снять то, что я снимаю здесь, мне бы потребовалось  лет пять-шесть.

Хотя, конечно же, у меня есть мечта. Очень хочу, чтобы у меня сложилось все и там. Но на данный момент я понимаю, что в России столько вариантов, столько всего интересного происходит! Здесь очень хорошо в плане кино.

 

Лучшие киношколы

Топ-5 театральных школ мира

Киношное образование в Лондоне

Как изучать английский по фильмам

Найти программу обучения

Соединенные Штаты
Магистратура
ОБ АВТОРЕ

University of California

"Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно". (Махатма Ганди)

Free

'Обучение в США'

Вы нашли полезную информацию? Пошаговые инструкции помогут вам поступить в университет США

Предложения для вас