
Каждому из нас в социальных сетях то и дело на глаза попадаются шутки и едкие высказывания в адрес гуманитариев.
Вечное противостояние технарей и гуманитариев приобретает анекдотичный характер – буквально с детства мы слышим и читаем о том, что если ты получишь гуманитарную специальность, на работу тебя возьмут только, разве что, в заведения фастфуда…
Однако так уж ли это далеко от реальности?
Шутки шутками, но вопрос нужности и трудоустройства гуманитариев сегодня действительно стоит очень остро и беспокоит многих студентов. Не секрет, что возможность построения дальнейшей карьеры для большинства студентов является решающим фактором при выборе профессии, поэтому многие учащиеся, вопреки своим истинным интересам и склонностям, предпочитают гуманитарным наукам бизнес и STEM-дисциплины (науки, технологии, инженерия и математика). Происходит это именно из-за боязни оказаться невостребованным и ненужным с гуманитарным дипломом.
С Россией, казалось бы, все понятно – в нашем сознании давно укоренилось некое превосходство технарей над гуманитариями. Несмотря на то, что после «эпохи экономистов и адвокатов» в России несколько возрос интерес к гуманитарному образованию, по популярности оно до сих пор значительно уступает техническому и бизнес-образованию.
А как обстоят дела за рубежом?
Humanities matter!
К сожалению, проблема гуманитарного образования и трудоустройства гуманитариев сегодня существует не только в России, но и за границей. Тем не менее, есть и хорошие новости. Можно сказать, что в Америке, Австралии и странах Европы проблеме и ее решению уделяют больше внимания, и это уже приносит первые плоды.
За границей все чаще поднимается тема всестороннего рассмотрения общемировых задач и проблем, которое невозможно без участия гуманитариев, обладающих уникальными для мира STEM-дисциплин знаниями. Эксперты сходятся во мнении о том, что современное гуманитарное образование является достаточно комплексным и всеобъемлющим, чтобы выпускник мог успешно трудиться во множестве сфер. В частности, гуманитарии обладают ценнейшими знаниями и навыками в области критического анализа, письма и работы с текстовой информацией, языков, истории, культуры и многого другого. Отсутствие равнозначных знаний у обладателей других профессий часто не позволяет на должном уровне реализовывать те или иные проекты без привлечения гуманитариев, что положительно влияет на уровень трудоустройства последних. При этом, согласно статистике, специалисты с гуманитарным образованием устраиваются на работу не только в образовательные учреждения, музеи и библиотеки, они успешно работают в сфере журналистики, медиа и коммуникаций, маркетинга, политики, государственного управления и бизнеса. Многие гуманитарии также работают на себя и открывают собственные предприятия.
Иными словами, можно сказать, что за рубежом сегодня намечается тенденция продуктивного сотрудничества технарей и гуманитариев в огромном количестве отраслей, которое приведет наш мир к сбалансированному и гармоничному развитию, а не к однобокому прогрессу в области STEM-дисциплин.
Эксперты отмечают важность и востребованность целого ряда навыков, которые отличают гуманитариев. В первую очередь, работодателей интересуют коммуникационные навыки, навыки критического мышления и аналитические навыки. Помимо этого, работодателями востребованы навыки решения задач и подведения этической базы под те или иные бизнес-решения и проекты.
Как университеты помогают гуманитариям?
Вопросы, связанные с гуманитарным образованием и будущим гуманитариев в глобальном контексте, в наше время активно обсуждаются в международной академической среде. Университеты и профессора пытаются найти пути для популяризации гуманитарного образования и обеспечения лучших перспектив для студентов.
Во-первых, за границей, в частности в США, Канаде и Англии, уже сегодня количество стипендий и грантов для гуманитариев приближается к количеству STEM-стипендий.
Во-вторых, во многих университетах реализуются специальные программы поддержки студентов-гуманитариев, в рамках которых во время учебы студентам помогают найти возможность для профильной стажировки, а после окончания учебы – найти потенциальных работодателей.
Наконец, за границей проводятся семинары и воркшопы для студентов гуманитарных специальностей, на которых учащимся объясняют важные аспекты их профессий и трудоустройства. В частности, молодежи объясняют, что «гуманитарий» - это вовсе не приговор, а, напротив, широкие возможности, которых нет у многих других специалистов более узкого профиля. Речь идет о том, что современные гуманитарии не должны ставить самих себя в рамки узкого ряда профессий и должностей, которые не всегда оказываются самыми привлекательными. Напротив, квалифицированных выпускников с гуманитарными дипломами ждут в совершенно разных отраслях, для которых важны и нужны их знания.
Подводя итог, можно сказать, что перспективы гуманитриев за рубежом сегодня, в целом, лучше, чем в России, что продиктовано, в первую очередь, вниманием, которое уделяется самой проблеме и ее разрешению. Более того, по оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет может даже возрасти спрос на специалистов с гуманитарным образованием, поскольку их подход к решению задач, уникальные знания и навыки окажутся необходимыми для благоприятного развития многих отраслей, непосредственно влияющих на жизнь миллионов людей.