
«Ты можешь заслужить уважение, только получив диплом о высшем образовании!» - подобные реплики, кажется, у нас в крови. Именно поэтому восхищение вызывают те, кто реализовали сценарий «школа-университет-аспирантура-докторантура».
И неважно, что заработок у них небольшой, зато умные! В то же время о тех, кто окончил училище, вряд ли отзываются с пиететом. Больше того, всегда считалось, что туда идут двоечники и дураки. А зря. Ведь именно на них во многом держится мир.
Оглянись вокруг
Определение «рабочие» включает в себя широкий круг профессий. Это - люди, которые тачают детали на заводах и собирают все виды техники; занимаются строительными, отделочными и ремонтными работами; обслуживают все виды транспорта; занимаются ландшафтом; работают в пищевой промышленности; и, конечно, в сфере услуг.
Перечислять можно бесконечно. Одним словом, без всех этих людей не обойтись. Мы ежедневно используем результат их труда, продолжая считать, что без университетского диплома жизнь закончится.
Нужен баланс
Бесспорно, ученые необходимы. Именно они двигают вперед развитие науки, отвечают за технический и технологический прогресс. Понятное дело, что без них и рабочим делать будет нечего. Но когда ученых становится больше, чем тех, кто может реализовывать их идеи, тоже неправильно. Во всем необходим баланс. В противном случае начинается кризис.
Так, различные страны в разное время столкнулись с высоким уровнем безработицы на фоне нехватки трудовых ресурсов. Что это значит? Это значит, что для людей с дипломами рабочих мест не было, но выполнять что-то своими руками они не умели. Вот и получается, что ученый сидит без работы, а завод простаивает из-за отсутствия квалифицированных кадров. С такой проблемой сталкивались Швеция, Германия, Англия, Голландия и другие развитые страны.
Верное решение
Пережив периоды с высоким процентом безработицы, европейские страны сделали выводы и провели работу над ошибками. В настоящее время во многих странах уделяется серьезное внимание обучению на краткосрочных курсах и специализированному вузовскому образованию (аналог наших училищ).
За границей учебные программы, позволяющие освоить профессию, очень высокого уровня. После них выпускники быстро находят себе хорошо оплачиваемую работу. Воспитатели, медсестры, инженеры-электрики, работники нефтяной промышленности (в Швеции), строители, социальные работники и многие другие – все это люди, получившие специальность, а не ученую степень.
World Skills
В какой-то момент рабочие в разных областях получили возможность не только выполнять свою работу, но и обрели стимул к самосовершенствованию. Международная некоммерческая организация World Skills International, основанная в 1946 году, поставила перед собой цель – популяризовать рабочие профессии по весму миру и повысить статус профессиональной подготовки.
WSI проводит международные соревнования WorldSkills, в которых могут принимать участие члены ассоциации. Эти соревнования неофициально называют «Олимпиадой среди тех, кто умеет работать руками».
Соревнования проходят по следующим направлениям:
- строительные технологии,
- творчество и дизайн,
- информационные и коммуникационные технологии,
- производственные и инженерные технологии,
- сфера услуг,
- обслуживание гражданского транспорта.
К сожалению, Россия присоединилась к World Skills сравнительно недавно. Нас приняли в эту международную организацию в 2012 году. А первые соревнования мы посетили годом позже, заняв последнее 41 место.
В настоящее время в России проводятся национальные чемпионаты среди тех, «кто умеет работать руками». И это значит, что шаг за шагом страна идет к пониманию того, что быть рабочим не стыдно. Это вселяет уверенность в том, что сантехники и электрики перестанут стесняться самих себя.
Ведь внутренне самоощущение влияет на результат работы. Улучшатся результаты, и общество сменит интонацию вечного недовольства на дружелюбную. Ну, а это, само собой, повлечет и возможно укрепит интерес к среднему специальному образованию, и в России появится больше квалифицированных специалистов, которых так не хватает.