
Инклюзивность - один из главных принципов современного международного образования. Это значит, что равный доступ к образованию должны иметь все студенты вне зависимости от их индивидуальных особенностей. В том числе, студенты с ограниченными возможностями.
Зарубежные университеты делают все, чтобы они могли полноценно учиться, быть частью студенческого сообщества и чувствовать, что на самом деле их возможности в образовании безграничны.
Почему доступ к образованию для людей с ограниченными возможностями - это важно?
По данным Office For Students, до 13.2% учащихся британских вузов имеют ограниченные возможности или проблемы со здоровьем, так или иначе влияющие на процесс обучения.
Процент студентов с ограниченными возможностями одинаков практически во всех развитых странах. В развивающихся странах с низким уровнем дохода на душу населения процент молодежи с ограниченными возможностями еще выше.
Эти цифры наглядно показывают, какому большому количеству людей по всему миру на самом деле нужна помощь и особые условия для получения высшего образования.
Право на образование для каждого человека закреплено Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Всеобщей декларацией прав человека ООН.
Однако, на практике студенты с ограниченными возможностями по всему миру все еще сталкиваются с проблемами во время учебы. Многие из них нуждаются в специальных условиях проживания, дополнительной медицинской, психологической и финансовой поддержке, защите от дискриминации.
В 20 веке этой проблеме уделяли недостаточно внимания. Это привело к тому, что люди с ограниченными возможностями вынужденно отказывались от высшего образования или бросали учебу. Не имея профессии, они не могли получить достойную работу и зарплату, становясь «лишними» членами общества.
В 21 веке ситуация начала меняться. Сегодня в большинстве стран законодательно запрещена дискриминация по признаку инвалидности, в том числе в сфере образования. Поэтому университеты обязаны делать все для комфортного обучения студентов с ограниченными возможностями.
Главные направления поддержки студентов с ограниченными возможностями за рубежом:
-
организация эффективного учебного процесса
-
создание специальной инфраструктуры в кампусе
-
обеспечение комфортных условий проживая
-
дополнительная поддержка и помощь
Для реализации этих целей университеты за границей используют современные технологии, создают специальные программы поддержки и нанимают обученный персонал.
Обучение студентов с ограниченными возможностями
Главная задача зарубежных университетов – правильная организация учебного процесса для студентов с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Это позволяет особенным студентам получать знания и участвовать в занятиях наравне с другими учащимися.
Методы обучения уникальны для разных категорий студентов с:
-
нарушениями слуха
-
нарушениями зрения
-
нарушениями речи
-
хроническими заболеваниями
-
нарушениями опорно-двигательного аппарата
-
врожденной или приобретенной инвалидностью
Доступ к учебным зонам
Доступ к образованию начинается с доступа к учебным зонам. В частности, у студентов, передвигающихся на инвалидных колясках, при помощи собак-поводырей и специальных устройств для передвижения, должен быть простой доступ в классы, учебные аудитории, мастерские, лаборатории, библиотеки и творческие студии.
Учебные зоны в вузах оборудованы дополнительными местами для инвалидных колясок, специальными местами в первых рядах для студентов с нарушениями слуха и зрения, и т.д.
Организация учебного процесса
Усилия зарубежных университетов направлены на максимальную интеграцию студентов с ограниченными возможностями в учебный процесс.
Некоторые примеры методов обучения студентов с ограниченными возможностями:
Нарушения зрения
-
предоставления учебников, ресурсов и пособий в альтернативных форматах (аудио-визуальные материалы, учебники на шрифте Брайля и т.д.)
-
использование программ для чтения с экрана, приложений для преобразования текста в речь, увеличения экрана, видеоувеличителей и блокнотов Брайля (Braille notetaker)
-
использование специальных инструментов для работы с текстовыми материалами (Read&Write) и аудиоматериалами (Glean)
-
помощь чтецов, то есть зрячих людей, которые читают вслух материалы для слепых или слабовидящих учащихся, например, если учебник недоступен на шрифте Брайля или если нет цифровой копии
-
предоставление бесплатных мобильных приложений для студентов с нарушениями зрения (Dragon Speech Recognition, KNFB Reader, Talking Scientific Calculator, Seeing AI, AccessNote и т.д)
Нарушения слуха
-
обеспечение наглядных пособий, таких как стенограммы лекций, субтитры к видео и электронные учебники
-
оборудование классов микрофонами и источниками света, которые позволяют студентам с нарушениями слуха видеть лектора
-
установление специального ALD-оборудования, которое передает чистый звук с микрофона на слуховой аппарат или приемник
-
использование оборудования для онлайн преобразования речи в текст (CART, C-Print, Typewell и т.д.)
-
помощь сурдопереводчиков и конспектировщиков, а также дополнительное разъяснение терминов и слов, сложных для перевода
-
предоставление цифровых записывающих устройств для записи лекций и презентаций
-
поддержание постоянного уровня звука в классе и устранение фоновых шумов
-
предоставление бесплатных мобильных приложений для студентов с нарушениями слуха (TextHear, Google Live Transcribe, Sound Amplifier, TapSOS, Ava, Rogervoice и т.д.)
Дислексия
-
активное использование визуализированных учебных материалов для лучшего усвоения информации
-
предоставление аудио-учебников вместо или в дополнение к текстовым пособиям
-
выделение дополнительного времени на выполнение заданий, предполагающих чтение и письмо, и максимальное сокращение количества таких заданий
-
подготовка материалов в формате чётких списков, таблиц, инструкций и диаграмм
-
проведение индивидуальных занятий и использование мнемонических приемов
-
обеспечение благоприятной и дружественной психологической обстановки в классе
-
использование приложений и специальных инструментов для преобразования текстов в речь (TTS) и речи в текст (Speech-to-text AT)
Нарушения опорно-двигательного аппарата и ограниченные физические возможности
-
предоставление студентам специальных устройств (ability switches), которые позволяют людям ограниченными физическими возможностями управлять компьютерами, инвалидными креслами, устройствами связи и т.д.
-
оборудование классных комнат и других учебных зон для комфортного передвижения и обучения студентов с ограниченными возможностями
-
использование программного обеспечения (eye-tracking software), которое позволяет пользоваться компьютерами при помощи глаз (вместо мышки) и не требует использования других частей тела, поэтому может быть полезно для студентов с параличом и другими двигательными нарушениями
-
использование программного обеспечения (voice recognition software), которое позволяет преобразовывать речь в текст, а также перемещать курсор, форматировать полученный текст, исправлять ошибки, пользоваться интернет-браузером и т.д.
-
помощь обученных ассистентов в учебном процессе
-
предоставление бесплатных мобильных приложений для студентов с ограниченными физическими возможностями (AudioNote, Voice Dream Reader, Proloquo2Go, Be My Eyes, Voice4u, Subtitles Viewer, WheelMate и т.д.)
Дистанционное обучение студентов с ОВЗ
Еще один важный шаг навстречу студентам с ограниченными возможностями – это онлайн обучение. Если студент по состоянию здоровья не способен посещать занятия в вузе, он может получить полноценное высшее образование онлайн.
Дистанционное обучение позволяет особенным студентам заниматься в удобном графике и минимизирует риск физических и психологических травмирующих факторов. Многие студенты с ограниченными возможностями здоровья сегодня предпочитают дистанционное обучение. Например, в Испании большая часть студентов с ОВЗ учатся именно в онлайн-университетах - National University of Distance Education (UNED) и Universitat Oberta de Catalunya (UOC).
Поэтому за рубежом, на фоне общего развития онлайн-образования, сейчас происходит активное развитие специальных дистанционных программ для студентов с ограниченными возможностями. Они предполагают расширенные технические возможности, выделение дополнительных цифровых инструментов для учебы и более плотное общение с преподавателями.
Условия сдачи экзаменов
Особое внимание за рубежом уделяется организации подходящих условий для сдачи экзаменов для студентов с ограниченными возможностями. В том числе:
-
преподаватели проводят дополнительную (групповую и индивидуальную) подготовку студентов с ОВЗ к экзаменам, объясняют структуру экзамена, порядок сдачи и т.д.
-
организуются специальные форматы экзаменов с использованием необходимого оборудования, альтернативными вариантами и заданиями с учетом особенностей конкретных студентов
-
учащимся может быть выделено дополнительное время на прохождение экзамена или назначены перерывы
-
университет может при необходимости обеспечить присутствие на экзамене личного ассистента, сурдопереводчика.
Цель заключается в том, чтобы ограниченные возможности не помешали студенту получить заслуженный балл.
Зарубежные университеты обычно придерживаются индивидуального подхода к каждому особенному студенту и могут по своему усмотрению внедрять новые методы, технологии и форматы обучения для своих абитуриентов.
Инклюзивность в образовании касается не только студентов, но и преподавателей вузов. Согласно программе ЮНЕСКО, зарубежные преподаватели проходят специальную подготовку к обучению студентов с ограниченными возможностями и должны получать от вуза все необходимые материалы, инструменты и технологии для работы с такими студентами. Кроме того, университеты должны стремиться к найму преподавателей с ограниченными возможностями, что должно облегчить интеграцию студентов с ОВЗ в университетскую жизнь и снизить уровень дискриминации.
Проживание и досуг студентов с ограниченными возможностями
Несмотря на доступность и привлекательность дистанционного образования, зарубежные вузы призывают студентов с ограниченными возможностями быть заметными, учиться в кампусе наравне с другими и становиться полноценными членами студенческого сообщества.
Поскольку жизнь студента не ограничивается занятиями, университеты уделяют большое внимание поддержке учащихся с ОВЗ за пределами класса.
Во многих вузах за границей есть отдельные центры по инклюзивности и работе со студентами с ограниченными возможностями. Их сотрудники следят за тем, чтобы у студентов не возникало проблем в обучении и повседневной жизни.
В их компетенцию входит:
-
оборудование учебных и общественных зон для удобства студентов, преподавателей и посетителей с ограниченными возможностями
-
создание специальной инфраструктуры в кампусе
-
создание подходящих условий для проживания студентов
-
помощь студентам в передвижении по кампусу и за его пределами
В университетах все или некоторые жилые резиденции полностью оборудованы для проживания студентов с ограниченными возможностями, оснащены специальными технологиями и системами безопасности.
В том числе, для студентов есть:
-
одноместные и двухместные просторные комнаты с местами для инвалидных колясок
-
ванные комнаты с поручнями и безбарьерные душевые
-
дверные системы без ключей
-
комнаты с собственной кухней
-
комнаты со стробоскопами для слабослышащих
-
кнопки экстренного вызова
-
специальные системы оповещения студентов с ОВЗ в случае возникновения экстренных ситуаций
-
возможность разместить в комнате необходимое медицинское оборудование
-
возможность для размещения личного медицинского помощника или медсестры
Некоторые зарубежные вузы также предлагают студентам проживание в гостевых семьях, имеющих опыт жизни и общения с людьми с ограниченными возможностями.
Зачастую особенные студенты все годы обучения живут в студенческом жилье, предоставленном вузом, и поэтому имеют приоритетное право на бронирование мест и заселение.
Помимо общежитий, специальным оборудованием для людей с ОВЗ оснащены столовые, библиотеки, спортивные центры и зоны отдыха в кампусах.
Стипендии для студентов с ограниченными возможностями
Серьезные проблемы со здоровьем обычно сопряжены с серьезными материальными расходами, поэтому студенты с ограниченными возможностями за рубежом получают не только ресурсную и академическую, но и финансовую помощь.
В мире есть очень много стипендий и грантов, которые позволяют даже учащимся из малообеспеченных семей получить качественное высшее образование за границей или в своей стране. Причем провайдерами таких стипендий выступают как сами университеты, так и внешние фонды, организации и правительства.
Например, стипендия Microsoft DisAbility Scholarship оплачивает обучение для американских и иностранных студентов с ограниченными возможностями, которые получают образование в области науки и техники, компьютерных технологий, ИТ, права и бизнеса. Компания Google также выдает стипендию Google Europe Scholarship for Students with Disabilities студентам, получающим технические специальности в вузах Европы.
По стипендии Oxford-Wadham Graduate Scholarship for Disabled Students студенты с ограниченными возможностями могут учиться в Оксфорде, а австралийский фонд Australian Disability and Indigenous Peoples' Education Fund поддерживает студентов с разными особенностями развития и помогает им получить любую выбранную специальность.
Во многих развитых странах работают эффективные программы государственной поддержки для студентов с ОВЗ.
Например, в США по программе Supplemental Security Income (SSI) учащиеся могут получать ежемесячные выплаты, продовольственную и медицинскую помощь. В Великобритании по программе Disabled Students’ Allowance (DSA) студенты получают выплаты, полностью или частично покрывающие их расходы на обучение и проживание, в размере до £26,291 в год.
Другие виды поддержки студентов за рубежом
С каждым годом высшее образование становится все более доступным для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, эта тема все еще остается проблемной и требует более тщательной проработки даже Европе и Америке.
Один из важных аспектов обучения студентов с ограниченными возможностями – психологический. В докладе ЮНЕСКО подчеркивается, что сегодня особое внимание должно уделяться именно психологической стороне обучения и адаптации особенных студентов в университетской среде. В то время как развиваются новые технологии для инновационных форматов обучения, развиваться должно и отношение людей к инклюзивному образованию.
Если еще 50 лет назад обычному студенты было сложно представить, что его сокурсником окажется человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями, то сегодня понимание и принятие этого факта должно стать нормой. ЮНЕСКО подчеркивает важность борьбы с дискриминацией студентов с ОВЗ как со стороны других учащихся, так и со стороны преподавателей.
В недавнем докладе для International Journal of Educational Research эксперты указали на то, что далеко не все студенты открыто говорят и сообщают вузам о своих проблемах со здоровьем. Несмотря на то что именно это должно быть первым шагом для продуктивной учебы и получения необходимой поддержки от университета.
Во многих случаях ограниченные возможности и серьезные заболевания не являются явными. Многие студенты предпочитают скрывать свои проблема со зрением, слухом, памятью и усвоением информации, опасаясь дискриминации или слишком пристального внимания к себе со стороны сотрудников вуза.
Для решения этой проблемы в зарубежных университетах действуют специальные психологические службы, которые поддерживают студентов с ограниченными возможностями и особенностями развития.
Службы поддержки студентов с ОВЗ:
-
предоставляют информацию о доступных видах помощи
-
проводят бесплатные и конфиденциальные консультации
-
способствуют интеграции студентов с ОВЗ в учебный процесс и студенческое сообщество
-
проводят специальные мероприятия для студентов с ограниченными возможностями
Во многих таких службах работают волонтеры, которые также оказывают студентам необходимую психологическую и физическую поддержку.
Принимая на учебу студентов с ограниченными возможностями и серьезными заболеваниями, университеты понимают свою ответственность за жизнь и здоровье этих студентов.
Поэтому в кампусах вузов работают медицинские кабинеты, врачи и медсестры, которые всегда готовы оказать медицинскую помощь, предоставить нужные лекарства и найти узкоспециализированных сотрудников для работы с конкретными учащимися. Для оздоровления студенты также могут пользоваться спортивными и рекреационными объектами с безбарьерным доступом и необходимым оборудованием.
Декларация ЮНЕСКО гласит:
«Право на образование направлено на обеспечение того, чтобы каждый человек реализовывал свое право на доступ к качественному образованию на протяжении всей жизни. Инклюзивный подход к образованию означает, что учитываются потребности каждого человека, и все студенты участвуют в учебном процессе и добиваются результатов вместе».
Однако, стремление современных руководителей, преподавателей и сотрудников вузов поддержать студентов с ОВЗ основано не только на следовании международным декларациям и законам, но и на понимании того, что инклюзивное образование в 21 веке даст возможность реализовать свой потенциал огромному количеству людей, которые в другие эпохи остались бы за бортом нормальной полноценной жизни.
Люди с ограниченными возможностями способы быть учеными и новаторами, одаренными врачами и учителями, экологами, спасающими планету, и политиками, работающими на благо всего общества.
Роль учебных заведений заключается в том, чтобы помочь этим людям выбрать правильный путь в жизни, максимально раскрыть свои таланты и поверить в то, что ограниченные возможности в наши дни не мешают человеку получить качественное образование и практически любую профессию.
Читайте также о лучших университетах США для студентов с ограниченными возможностями.