Как обучают студентов с ограниченными возможностями за границей? | Статьи Hotcourses Russian
Основная информация
Обучение за границей: Поступление в ВУЗ

Обучение с ограниченными возможностями за рубежом

Обучение с ограниченными возможностями за рубежом

Инклюзивность - один из главных принципов современного международного образования. Это значит, что равный доступ к образованию должны иметь все студенты вне зависимости от их индивидуальных особенностей. В том числе, студенты с ограниченными возможностями.  

 

Зарубежные университеты делают все, чтобы они могли полноценно учиться, быть частью студенческого сообщества и чувствовать, что на самом деле их возможности в образовании безграничны.  

 

Почему доступ к образованию для людей с ограниченными возможностями - это важно? 

 

По данным Office For Students, до 13.2% учащихся британских вузов имеют ограниченные возможности или проблемы со здоровьем, так или иначе влияющие на процесс обучения. 

 

Процент студентов с ограниченными возможностями одинаков практически во всех развитых странах. В развивающихся странах с низким уровнем дохода на душу населения процент молодежи с ограниченными возможностями еще выше.   

 

Эти цифры наглядно показывают, какому большому количеству людей по всему миру на самом деле нужна помощь и особые условия для получения высшего образования.  

 

Право на образование для каждого человека закреплено Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Всеобщей декларацией прав человека ООН. 

 

Однако, на практике студенты с ограниченными возможностями по всему миру все еще сталкиваются с проблемами во время учебы. Многие из них нуждаются в специальных условиях проживания, дополнительной медицинской, психологической и финансовой поддержке, защите от дискриминации.  

 

В 20 веке этой проблеме уделяли недостаточно внимания. Это привело к тому, что люди с ограниченными возможностями вынужденно отказывались от высшего образования или бросали учебу. Не имея профессии, они не могли получить достойную работу и зарплату, становясь «лишними» членами общества. 

 

В 21 веке ситуация начала меняться. Сегодня в большинстве стран законодательно запрещена дискриминация по признаку инвалидности, в том числе в сфере образования. Поэтому университеты обязаны делать все для комфортного обучения студентов с ограниченными возможностями.  

 

Главные направления поддержки студентов с ограниченными возможностями за рубежом: 

 

  • организация эффективного учебного процесса 

  • создание специальной инфраструктуры в кампусе   

  • обеспечение комфортных условий проживая  

  • дополнительная поддержка и помощь 

 

Для реализации этих целей университеты за границей используют современные технологии, создают специальные программы поддержки и нанимают обученный персонал. 

 

Обучение студентов с ограниченными возможностями 

Главная задача зарубежных университетов – правильная организация учебного процесса для студентов с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Это позволяет особенным студентам получать знания и участвовать в занятиях наравне с другими учащимися. 

 

Методы обучения уникальны для разных категорий студентов с: 

  • нарушениями слуха 

  • нарушениями зрения 

  • нарушениями речи 

  • хроническими заболеваниями 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата 

  • врожденной или приобретенной инвалидностью  

 

Доступ к учебным зонам 

Доступ к образованию начинается с доступа к учебным зонам. В частности, у студентов, передвигающихся на инвалидных колясках, при помощи собак-поводырей и специальных устройств для передвижения, должен быть простой доступ в классы, учебные аудитории, мастерские, лаборатории, библиотеки и творческие студии.  

 

Учебные зоны в вузах оборудованы дополнительными местами для инвалидных колясок, специальными местами в первых рядах для студентов с нарушениями слуха и зрения, и т.д.  

 

Организация учебного процесса 

Усилия зарубежных университетов направлены на максимальную интеграцию студентов с ограниченными возможностями в учебный процесс.  

 

Некоторые примеры методов обучения студентов с ограниченными возможностями: 

 

Нарушения зрения 

  • предоставления учебников, ресурсов и пособий в альтернативных форматах (аудио-визуальные материалы, учебники на шрифте Брайля и т.д.) 

  • использование программ для чтения с экрана, приложений для преобразования текста в речь, увеличения экрана, видеоувеличителей и блокнотов Брайля (Braille notetaker) 

  • использование специальных инструментов для работы с текстовыми материалами (Read&Write) и аудиоматериалами (Glean) 

  • помощь чтецов, то есть зрячих людей, которые читают вслух материалы для слепых или слабовидящих учащихся, например, если учебник недоступен на шрифте Брайля или если нет цифровой копии 

  • предоставление бесплатных мобильных приложений для студентов с нарушениями зрения (Dragon Speech Recognition, KNFB Reader, Talking Scientific Calculator, Seeing AI, AccessNote и т.д) 

 

Нарушения слуха 

  • обеспечение наглядных пособий, таких как стенограммы лекций, субтитры к видео и электронные учебники 

  • оборудование классов микрофонами и источниками света, которые позволяют студентам с нарушениями слуха видеть лектора 

  • установление специального ALD-оборудования, которое передает чистый звук с микрофона на слуховой аппарат или приемник 

  • использование оборудования для онлайн преобразования речи в текст (CART, C-Print, Typewell и т.д.) 

  • помощь сурдопереводчиков и конспектировщиков, а также дополнительное разъяснение терминов и слов, сложных для перевода 

  • предоставление цифровых записывающих устройств для записи лекций и презентаций 

  • поддержание постоянного уровня звука в классе и устранение фоновых шумов 

  • предоставление бесплатных мобильных приложений для студентов с нарушениями слуха (TextHear, Google Live Transcribe, Sound Amplifier, TapSOS, Ava, Rogervoice и т.д.) 

 

Дислексия 

  • активное использование визуализированных учебных материалов для лучшего усвоения информации 

  • предоставление аудио-учебников вместо или в дополнение к текстовым пособиям 

  • выделение дополнительного времени на выполнение заданий, предполагающих чтение и письмо, и максимальное сокращение количества таких заданий 

  • подготовка материалов в формате чётких списков, таблиц, инструкций и диаграмм 

  • проведение индивидуальных занятий и использование мнемонических приемов 

  • обеспечение благоприятной и дружественной психологической обстановки в классе 

  • использование приложений и специальных инструментов для преобразования текстов в речь (TTS) и речи в текст (Speech-to-text AT) 

 

Нарушения опорно-двигательного аппарата и ограниченные физические возможности 

  • предоставление студентам специальных устройств (ability switches), которые позволяют людям ограниченными физическими возможностями управлять компьютерами, инвалидными креслами, устройствами связи и т.д.  

  • оборудование классных комнат и других учебных зон для комфортного передвижения и обучения студентов с ограниченными возможностями 

  • использование программного обеспечения (eye-tracking software), которое позволяет пользоваться компьютерами при помощи глаз (вместо мышки) и не требует использования других частей тела, поэтому может быть полезно для студентов с параличом и другими двигательными нарушениями 

  • использование программного обеспечения (voice recognition software), которое позволяет преобразовывать речь в текст, а также перемещать курсор, форматировать полученный текст, исправлять ошибки, пользоваться интернет-браузером и т.д. 

  • помощь обученных ассистентов в учебном процессе  

  • предоставление бесплатных мобильных приложений для студентов с ограниченными физическими возможностями (AudioNote, Voice Dream Reader, Proloquo2Go, Be My Eyes, Voice4u, Subtitles Viewer, WheelMate и т.д.) 

 

Дистанционное обучение студентов с ОВЗ 

Еще один важный шаг навстречу студентам с ограниченными возможностями – это онлайн обучение. Если студент по состоянию здоровья не способен посещать занятия в вузе, он может получить полноценное высшее образование онлайн. 

 

Дистанционное обучение позволяет особенным студентам заниматься в удобном графике и минимизирует риск физических и психологических травмирующих факторов. Многие студенты с ограниченными возможностями здоровья сегодня предпочитают дистанционное обучение. Например, в Испании большая часть студентов с ОВЗ учатся именно в онлайн-университетах - National University of Distance Education (UNED) и Universitat Oberta de Catalunya (UOC).  

 

Поэтому за рубежом, на фоне общего развития онлайн-образования, сейчас происходит активное развитие специальных дистанционных программ для студентов с ограниченными возможностями. Они предполагают расширенные технические возможности, выделение дополнительных цифровых инструментов для учебы и более плотное общение с преподавателями.  

 

Условия сдачи экзаменов 

Особое внимание за рубежом уделяется организации подходящих условий для сдачи экзаменов для студентов с ограниченными возможностями. В том числе: 

 

  • преподаватели проводят дополнительную (групповую и индивидуальную) подготовку студентов с ОВЗ к экзаменам, объясняют структуру экзамена, порядок сдачи и т.д. 

  • организуются специальные форматы экзаменов с использованием необходимого оборудования, альтернативными вариантами и заданиями с учетом особенностей конкретных студентов 

  • учащимся может быть выделено дополнительное время на прохождение экзамена или назначены перерывы 

  • университет может при необходимости обеспечить присутствие на экзамене личного ассистента, сурдопереводчика.  

 

Цель заключается в том, чтобы ограниченные возможности не помешали студенту получить заслуженный балл. 

 

Зарубежные университеты обычно придерживаются индивидуального подхода к каждому особенному студенту и могут по своему усмотрению внедрять новые методы, технологии и форматы обучения для своих абитуриентов.  

 

Инклюзивность в образовании касается не только студентов, но и преподавателей вузов. Согласно программе ЮНЕСКО, зарубежные преподаватели проходят специальную подготовку к обучению студентов с ограниченными возможностями и должны получать от вуза все необходимые материалы, инструменты и технологии для работы с такими студентами. Кроме того, университеты должны стремиться к найму преподавателей с ограниченными возможностями, что должно облегчить интеграцию студентов с ОВЗ в университетскую жизнь и снизить уровень дискриминации.  

 

 

Проживание и досуг студентов с ограниченными возможностями 

 

Несмотря на доступность и привлекательность дистанционного образования, зарубежные вузы призывают студентов с ограниченными возможностями быть заметными, учиться в кампусе наравне с другими и становиться полноценными членами студенческого сообщества.  

 

Поскольку жизнь студента не ограничивается занятиями, университеты уделяют большое внимание поддержке учащихся с ОВЗ за пределами класса. 

 

Во многих вузах за границей есть отдельные центры по инклюзивности и работе со студентами с ограниченными возможностями. Их сотрудники следят за тем, чтобы у студентов не возникало проблем в обучении и повседневной жизни.  

 

В их компетенцию входит: 

  • оборудование учебных и общественных зон для удобства студентов, преподавателей и посетителей с ограниченными возможностями 

  • создание специальной инфраструктуры в кампусе 

  • создание подходящих условий для проживания студентов 

  • помощь студентам в передвижении по кампусу и за его пределами 

 

В университетах все или некоторые жилые резиденции полностью оборудованы для проживания студентов с ограниченными возможностями, оснащены специальными технологиями и системами безопасности. 

 

В том числе, для студентов есть: 

  • одноместные и двухместные просторные комнаты с местами для инвалидных колясок 

  • ванные комнаты с поручнями и безбарьерные душевые 

  • дверные системы без ключей 

  • комнаты с собственной кухней 

  • комнаты со стробоскопами для слабослышащих 

  • кнопки экстренного вызова 

  • специальные системы оповещения студентов с ОВЗ в случае возникновения экстренных ситуаций 

  • возможность разместить в комнате необходимое медицинское оборудование 

  • возможность для размещения личного медицинского помощника или медсестры 

 

Некоторые зарубежные вузы также предлагают студентам проживание в гостевых семьях, имеющих опыт жизни и общения с людьми с ограниченными возможностями.  

 

Зачастую особенные студенты все годы обучения живут в студенческом жилье, предоставленном вузом, и поэтому имеют приоритетное право на бронирование мест и заселение.  

 

Помимо общежитий, специальным оборудованием для людей с ОВЗ оснащены столовые, библиотеки, спортивные центры и зоны отдыха в кампусах.  

 

 

Стипендии для студентов с ограниченными возможностями 

Серьезные проблемы со здоровьем обычно сопряжены с серьезными материальными расходами, поэтому студенты с ограниченными возможностями за рубежом получают не только ресурсную и академическую, но и финансовую помощь.  

 

В мире есть очень много стипендий и грантов, которые позволяют даже учащимся из малообеспеченных семей получить качественное высшее образование за границей или в своей стране. Причем провайдерами таких стипендий выступают как сами университеты, так и внешние фонды, организации и правительства.  

 

Например, стипендия Microsoft DisAbility Scholarship оплачивает обучение для американских и иностранных студентов с ограниченными возможностями, которые получают образование в области науки и техники, компьютерных технологий, ИТ, права и бизнеса. Компания Google также выдает стипендию Google Europe Scholarship for Students with Disabilities студентам, получающим технические специальности в вузах Европы. 

 

По стипендии Oxford-Wadham Graduate Scholarship for Disabled Students студенты с ограниченными возможностями могут учиться в Оксфорде, а австралийский фонд Australian Disability and Indigenous Peoples' Education Fund поддерживает студентов с разными особенностями развития и помогает им получить любую выбранную специальность.  

 

Во многих развитых странах работают эффективные программы государственной поддержки для студентов с ОВЗ. 

 

Например, в США по программе Supplemental Security Income (SSI) учащиеся могут получать ежемесячные выплаты, продовольственную и медицинскую помощь. В Великобритании по программе Disabled Students’ Allowance (DSA) студенты получают выплаты, полностью или частично покрывающие их расходы на обучение и проживание, в размере до £26,291 в год. 

 

Другие виды поддержки студентов за рубежом 

С каждым годом высшее образование становится все более доступным для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, эта тема все еще остается проблемной и требует более тщательной проработки даже Европе и Америке.  

 

Один из важных аспектов обучения студентов с ограниченными возможностями – психологический. В докладе ЮНЕСКО подчеркивается, что сегодня особое внимание должно уделяться именно психологической стороне обучения и адаптации особенных студентов в университетской среде. В то время как развиваются новые технологии для инновационных форматов обучения, развиваться должно и отношение людей к инклюзивному образованию.

 

Если еще 50 лет назад обычному студенты было сложно представить, что его сокурсником окажется человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями, то сегодня понимание и принятие этого факта должно стать нормой. ЮНЕСКО подчеркивает важность борьбы с дискриминацией студентов с ОВЗ как со стороны других учащихся, так и со стороны преподавателей.  

 

В недавнем докладе для International Journal of Educational Research эксперты указали на то, что далеко не все студенты открыто говорят и сообщают вузам о своих проблемах со здоровьем. Несмотря на то что именно это должно быть первым шагом для продуктивной учебы и получения необходимой поддержки от университета.

 

Во многих случаях ограниченные возможности и серьезные заболевания не являются явными. Многие студенты предпочитают скрывать свои проблема со зрением, слухом, памятью и усвоением информации, опасаясь дискриминации или слишком пристального внимания к себе со стороны сотрудников вуза.  

 

Для решения этой проблемы в зарубежных университетах действуют специальные психологические службы, которые поддерживают студентов с ограниченными возможностями и особенностями развития. 

 

Службы поддержки студентов с ОВЗ: 

  • предоставляют информацию о доступных видах помощи 

  • проводят бесплатные и конфиденциальные консультации 

  • способствуют интеграции студентов с ОВЗ в учебный процесс и студенческое сообщество 

  • проводят специальные мероприятия для студентов с ограниченными возможностями 

Во многих таких службах работают волонтеры, которые также оказывают студентам необходимую психологическую и физическую поддержку.  

 

Принимая на учебу студентов с ограниченными возможностями и серьезными заболеваниями, университеты понимают свою ответственность за жизнь и здоровье этих студентов. 

 

Поэтому в кампусах вузов работают медицинские кабинеты, врачи и медсестры, которые всегда готовы оказать медицинскую помощь, предоставить нужные лекарства и найти узкоспециализированных сотрудников для работы с конкретными учащимися. Для оздоровления студенты также могут пользоваться спортивными и рекреационными объектами с безбарьерным доступом и необходимым оборудованием.  

 

Декларация ЮНЕСКО гласит: 

 

«Право на образование направлено на обеспечение того, чтобы каждый человек реализовывал свое право на доступ к качественному образованию на протяжении всей жизни. Инклюзивный подход к образованию означает, что учитываются потребности каждого человека, и все студенты участвуют в учебном процессе и добиваются результатов вместе». 

 

Однако, стремление современных руководителей, преподавателей и сотрудников вузов поддержать студентов с ОВЗ основано не только на следовании международным декларациям и законам, но и на понимании того, что инклюзивное образование в 21 веке даст возможность реализовать свой потенциал огромному количеству людей, которые в другие эпохи остались бы за бортом нормальной полноценной жизни.  

 

Люди с ограниченными возможностями способы быть учеными и новаторами, одаренными врачами и учителями, экологами, спасающими планету, и политиками, работающими на благо всего общества. 

 

Роль учебных заведений заключается в том, чтобы помочь этим людям выбрать правильный путь в жизни, максимально раскрыть свои таланты и поверить в то, что ограниченные возможности в наши дни не мешают человеку получить качественное образование и практически любую профессию.  

Найти программу обучения

Выберите страну
Магистратура

Стоит прочитать

article Img

Обучение за границей после 11 класса: варианты поступления

Многих выпускников интересует вопрос: «Можно ли учиться за границей сразу после 11 класса?».   Некоторые слышали о том, что не во все вузы принимают иностранцев, только что закончивших школу, другие не уверены в своем уровне английского или просто опасаются конкуренции в процессе поступления.   Возможность поступить в зарубежный вуз сразу после окончания российской школы во многом зависит от страны и правил конкретного учебного

497.2K
article Img

15 лучших книг по подготовке к IELTS

Если вы собираетесь сдавать экзамен английского, вам будут нужны учебники по подготовке к IELTS. В печатном и электронном формате студентам доступно большое количество современных эффективных пособий.   Прежде чем вы найдете лучшие книги для подготовки: >>>Cкачайте брошюры вузов >>> Напишите в университеты   Учебники по IELTS бывают нескольких видов :   книги для комплексной подготовки к IELTS

413.3K
article Img

Где дешево учиться за рубежом после 9 класса?

Можно ли после 9 класса уехать учиться в другую страну? Да, можно!   Немногие знают, что для обучения за границей не обязательно заканчивать 11 классов. Во многие страны можно уехать на учебу сразу после 9 класса.   Выберите вуз за рубежом,  кликнув по картинке   ⇩⇩⇩⇩⇩ Общий принцип такой: после 9 класса за границей вам нужно будет получить полное среднее или среднее

177.7K
article Img

Российские вузы с программами студенческого обмена

Вы знали, что, будучи студентом российского вуза, вы можете бесплатно учиться за рубежом по программе обмена?    Программы обмена, или программы академической мобильности, позволяют студентам российских университетов учиться за границей в течение одного или нескольких семестров за счет партнерских соглашений между вузами.    Программы студенческого обмена помогают:  получить опыт

101.2K

Оставайтесь на связи

enq-img Пообщаться