
Далеко не все студенты рассматривают иностранное образование как шанс «зацепиться» в другой стране, остаться жить и работать за рубежом. Многие, напротив, еще до поступления твердо решают вернуться на Родину после окончания заграничного университета. Причины на то могут быть самые разные: одни студенты не видят своей жизни вдали от дома и родных, другие планируют сделать ставку на наличие зарубежного диплома при трудоустройстве в России.
Как бы там ни было, вопрос «остаться или вернуться» касается практически каждого россиянина, учащегося в другой стране. У многих студентов возникают сомнения по поводу собственного профессионального будущего и возможности получить хорошую должность в России после нескольких лет жизни в другой социальной и культурной среде.
Ждут ли сегодня в России наших соотечественников, учащихся за границей?
Об этом и многом другом мы спросили у HR-директора петербургской сети отелей «Группа Отелей Евразия» Юлии Цыганковой…
Учитывая количество россиян, получающих образование за рубежом, можно смело сказать, что число специалистов с иностранными дипломами в России уже увеличилось и продолжает расти, ведь многие после учебы возвращаются на Родину.
Юлия, с вашей точки зрения, благоприятна ли эта тенденция для страны, в целом?
Данные Института статистики ЮНЕСКО показывают, что численность студентов, обучающихся за пределами страны, гражданами которой они являются, стабильно растет, и Россия в этом смысле не исключение. Что касается того, позитивна ли эта тенденция для страны, в целом, я считаю, что скорее да, чем нет.
Опыт моей работы в российских компаниях, как HR-консультанта, показывает, что в России, несмотря на привнесение в работу таких инструментов иностранного бизнес-опыта, как спиральная динамика, интегральный подход, Agile-методы и коучинг, во многих компаниях, всё ещё наблюдается крайне низкий уровень выстроенности бизнес-процессов.
Среди негативных тенденций одной из самых значимых является наличие «семейственности» на местах, когда ключевые посты занимают друзья и родственники, а приоритет при выборе специалиста - это не его профпригодность, а родственные связи. Это можно назвать проблемой, так как бизнес должен приносить прибыль, а в России он всё еще похож на создание аналога второй «семьи», причём, зачастую, крайне неудачного аналога. Также существенным недостатком российского управления является отсутствие цикла регулярного менеджмента. Отсутствуют такие ключевые элементы бизнес-процессов, как делегирование, планирование и мотивация, а из фокусов управления присутствует только контроль, который не приносит необходимого результата. Неумение или, в большинстве случаев, незнание основ стратегического менеджмента зачастую приводит даже успешную компанию к краху. Но даже в случае, когда компания находится на краю гибели, владельцы бизнеса предпочитают основываться на убеждении, что в этом виноват «кризис», а вовсе не их неспособность к управлению.
В то же время, выборочная информация по результатам многих опросов показывает, что большинство выпускников возвращаются в Россию спустя год или два после окончания учёбы в вузе. За этот год они приобретают опыт работы в иностранных компаниях, где получают возможность соприкоснуться с другими методами управления и корпоративной культурой, увидеть и оценить ясность и прозрачность уровней существующих бизнес-процессов. Это, несомненно, оказывает позитивное влияние на всю их последующую деятельность в России, так как, возвращаясь, эти студенты становятся в российских компаниях необходимым импульсом для развития.
Студенты, в основном, выбирают зарубежное образование из-за соотношения цена/качество, но их интересуют и перспективы трудоустройства. Нуждается ли российский рынок труда в россиянах, учившихся за границей?
Ещё во времена Петра Первого, в России стремились отправлять студентов на учебу за рубеж для того, чтобы новый взгляд на мир и новые идеи стали ресурсом для развития страны. Сейчас наблюдается та же тенденция. Например, в начале 2014 года в России стартовала программа «Глобальное образование», цель которой – создать условия для обучения российских студентов в лучших вузах мира за счет госбюджета. И эта программа не возникла случайно. Как представитель HR-сферы могу сказать, что работодатели нуждаются в специалистах, обучающихся за рубежом, так как считают, что они более квалифицированы.
Среди многих наших студентов, учащихся за рубежом, бытует мнение о том, что в России работодатели просто "оторвут их с руками". Многие даже считают, что наличие сотрудника с зарубежным образованием, само по себе, будет удачей для любой компании. Действительно ли перспективы возвращающихся в Россию выпускников столь радужны?
Основная цель любого работодателя – поиск специалиста, соответствующего запросам. При этом работодатели, хотя и нуждаются в квалифицированных специалистах, не ставят перед собой цели поиска специалиста с иностранным дипломом. Скорее их интересует непосредственный опыт работы.
При этом следует отметить, что шансы у выпускников, в целом, меньше, чем у специалистов без иностранного диплома, но с опытом. Но если сравнивать шансы выпускника, прошедшего обучение за рубежом и стажировку в международной компании, и среднестатистического выпускника, то шансы первого, несомненно, гораздо выше. Так как развитые управленческие компетенции (если говорить о менеджерах), профессиональные навыки и опыт работы в ведущих компаниях имеют большое значение.
А каковы, на ваш взгляд, реальные преимущества выпускников зарубежных университетов при трудоустройстве в России? На каких «виражах» они могут легче всего обойти конкурентов, не живших и не учившихся за границей?
На мой взгляд, у выпускников иностранных вузов много преимуществ. Я уже упоминала, что у них есть возможность пройти стажировку в ряде мировых компаний, которые находятся в авангарде бизнеса. Дальше эти выпускники уже могут претендовать на работу в международных компаниях той же сети в России.
При этом студенты, обучающиеся за границей, в большинстве случаев являются более самостоятельными и активными, так как получили жизненный опыт и прошли адаптацию в обществе вдалеке от родителей.
Несомненное преимущество при поступлении на работу для таких выпускников – это прекрасное владение иностранным языком. Ни одни российские курсы не дадут такого знания языка, какое студенты приобретают, обучаясь в иностранном университете. Впоследствии, во время рабочего процесса они получают возможность свободно общаться с коллегами из разных стран.
Есть ли, напротив, сложности, которые могут ожидать в России тех, кто получал образование в другой стране?
Общая сложность для всех выпускников, как иностранных, так и российских вузов, состоит в недостаточном понимании требований работодателя и особенностей бизнес-культуры. Возможно, в связи с этим трудоустройство выпускников по специальности составляет всего 49%.
Одна из причин - несоответствие подготовки студентов реалиям рынка. Зачастую объем выпускаемых студентов не соответствует запросу. Когда студент выбирает специальность, он не задумывается о том, нужна ли, в принципе, в компаниях эта специальность. Кроме того, то, чему наших студентов обучают в вузе, не требуется для работы. А навыки, которые на самом деле нужны, например навыки принятия решений, оперативного решения сложных задач и коммуникативные способности, во время учёбы не приобретаются. То есть возникает пропасть или, мягко говоря, несоответствие между дипломом и требуемыми навыками. Следствием этого является то, что студенты, становясь сотрудниками компании, не могут адекватно адаптироваться.
Поскольку вы работаете в гостиничном бизнесе, хотелось бы задать несколько вопросов по вашей теме. Расскажите немного о том, специалисты с какими личностными и профессиональными качествами сегодня особенно нужны российскому гостиничному бизнесу?
Если говорить не только о гостиничной отрасли, но и в целом о рынке, то, на мой взгляд, в России сегодня крайне востребованы специалисты по управлению изменениями, так называемые «change-менеджеры». Это связано с тем, что рынок постоянно меняется, претерпевает различного рода колебания. Люди, которым нужна стабильность, не могут адаптироваться к новой реальности.
Если говорить о личностных навыках таких «современных» менеджеров» – это, в первую очередь, осознанность. Так как, чтобы успешно справляться с изменениями, нужно понимать природу этих изменений. Несомненно, приоритетные качества – это также гибкость ума, логическое мышление. Важными поведенческими характеристиками для меня при проведении ассессмент–центров являются навыки командной работы, что пока ещё крайне редко встречается в большинстве компаний в России. Если говорить о гостиничном бизнесе, то здесь, как и в любой другой отрасли, требуются специалисты с навыками управления и специалисты с правильным подходом к пониманию сервиса. На данный момент уровень сервиса в российской бизнес-среде все ещё не находится на должном уровне. И здесь, конечно, актуальны, в первую очередь, коммуникативные навыки, умение общаться, оперативное решение задач и умение произвести положительное впечатление на гостя.
Ценятся ли в вашей отрасли профессионалы с высшим зарубежным образованием?
Гостиничный бизнес – это огромная сфера, поэтому сложно говорить о каком-то едином и однозначном подходе к специалистам. Что касается компании «Группы Отелей Евразия», где я работаю, для нас диплом зарубежного вуза - вещь хорошая, но не самая необходимая. При наборе персонала мы руководствуемся другой моделью компетенций.
В частности, нас интересуют люди с развитыми навыками общения, умением быстро адаптироваться, оперативно разрешать нестандартные ситуации. Мы ценим умение верно определить потребность гостей, навыки активного слушания, для нас важен индивидуальный подход к удовлетворению потребностей каждого отдельного клиента. Так как наша миссия заключается в создании комфортной и уютной атмосферы для гостей, мы заинтересованы в том, чтобы каждому гостю было приятно в следующий раз снова к нам приехать.
Иногда кажется, что создание такой атмосферы - это легко и происходит само собой, но эта внешняя легкость скорее направлена на гостей, а изнутри все строится на крайне не легкой работе. В этом году мы запускаем в нашем корпоративном Университете новую программу для сотрудников службы приёма и размещения «Осознанный сервис», основная задача которой - показать, что осознанный сервис основывается на ценностях.
Для этого мы разработали наш собственный этический кодекс, где зафиксированы наши главные ценности - доброжелательность, гостеприимство, честность, доверие, ответственность и взаимопомощь. С этой точки зрения, вы сможете работать у нас, если разделяете эти ценности, и неважно, являетесь ли вы специалистом с российским или иностранным дипломом.
Юлия, можете ли вы порекомендовать студентам, которые сейчас изучают за границей гостиничный бизнес или любой другой предмет, вернуться после учебы в Россию и работать здесь?
Я не могу дать всем выпускникам однозначную рекомендацию. Здесь каждый студент, вероятно, должен выбирать сам. Наверное, иногда кажется, что проще остаться за границей. Про себя могу сказать, что, когда у меня была возможность уехать на работу за рубеж, я решила остаться здесь, так как это моя страна, у меня есть возможность здесь работать, вносить свой вклад в её развитие, делать её лучше. Я знаю примеры, когда люди, получая высшее образование в Гарварде, возвращались в Россию и оказывали влияние на бизнес-процессы, изменяли ситуацию в компаниях.
Выпускники иностранных вузов могут приносить ощутимую пользу, привнося в российские компании свои знания и свой опыт. Я не могу сказать, будет ли этот выпускник профессионально востребованным в любом случае, так как это зависит от многих факторов, в том числе от выбранной специальности. Но если этот выпускник - носитель первоклассного образования, уникальной технологии и уникальной для рынка труда специальности, то, безусловно, он будет успешным в России. От себя я желаю выпускникам успехов в любой профессиональной сфере, какую бы они не выбрали, и возможности полностью реализовать свой потенциал!
Резюме, которое впечатлит работодателя