
В течение последних 10 лет бизнес-образование остается одним из самых популярных направлений среди студентов по всему миру. Такое образование современно, универсально и востребовано, а специалисты с бизнес-степенями требуются во всех отраслях.
При этом глобальное бизнес-сообщество не стоит на месте, а вместе с ним постоянно развивается и модернизируется образование в области бизнеса и предпринимательства. Соответствие новым тенденциям и актуальным требованиям рынка крайне важно для бизнес-образования и выпускников, которые хотят успешно трудоустроиться сразу после окончания вуза.
Именно поэтому чуть ли не каждый год в бизнес-образовании намечаются новые тренды и направления, оказывающие большое влияние на то, как и чему учится каждое следующее поколение студентов.
Самые востребованные бизнес-школы мира
Первая в мире бизнес-школа была открыта в далеком 1819 году. Речь идет о парижской ESCP Europe, которая на сегодняшний день имеет кампусы в шести городах Европы и пользуется большой популярностью среди российских студентов.
С тех пор по всему миру появились сотни бизнес-школ, предлагающих учебные программы разного уровня и направленности. В наше время можно выделить Топ-10 самых популярных и востребованных бизнес-школ мира, в которых хотят учиться буквально все:
1) Гарвардская бизнес-школа, США
2) INSEAD, Франция
3) HEC Paris, Франция
4) Стэнфордская высшая школа бизнеса, США
5) Лондонская бизнес-школа, Англия
6) Уортонская бизнес-школа Пенсильванского университета, США
7) MIT Sloan, США
8) Бизнес-школа Колумбийского университета, США
9) Бизнес-школа Саид при Оксфордском университете, Англия
10) IE Business School, Испания
Есть и другие бизнес-школы, которые предлагают первоклассное образование и популярны среди студентов всего мира. Среди них - Бизнес-школа AUT (Новая Зеландия), Школа бизнеса Эрнеста С. Трефза в составе Бриджпортского университета (США), Мельбурнская бизнес-школа Мельбурнского университета (Австралия), HSBC Business School в составе Пекинского университета (Китай), Бизнес-школа NUS Национального университета Сингапура (Сингапур) и другие.
Все большей популярностью среди студентов из России и других стран мира пользуются онлайн-программы в области бизнеса, которые позволяют получить степень зарубежного университета, не уезжая из своей страны.
Например, бизнес-программы разных уровней предлагаются в таких вузах, как Университет Массей (Новая Зеландия), Университет Лидс Беккет (Англия), Университет Кертина (Австралия), Технологический институт Северной Альберты (Канада). Одним из мировых лидеров онлайн-образования для будущих бизнесменов остается австралийский Университет Южного Квинсленда, который предлагает целых 43 онлайн-программы с различными бизнес-специализациями!
Актуальные тренды в бизнес-образовании
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем будущем глобальное бизнес-образование будет трансформироваться в соответствии с новыми тенденциями.
Что именно уже происходит и будет происходить в передовых бизнес-школах мира?
Тесная связь бизнес-школ с вузами
Традиционно многие бизнес-школы мира функционируют как автономные учебные заведения, даже если официально они входят в состав университетов. Например, большинство бизнес-школ США ориентированы на студентов магистратуры и функционируют автономно. В Европе бизнес-школы еще более независимы, например, INSEAD или IMD изначально были основаны, как отдельные частные школы.
Однако, глобализация способствуют переходу бизнес-школ от независимости к объединению и тесному сотрудничеству с университетами. Для школ это означает дополнительные возможности и финансирование, стипендиальную поддержку, расширение количества и тематики программ, участие в программах международного обмена и т.д.
Новые типы студентов
Современная аудитория бизнес-курсов – это далеко не только молодежь и вчерашние школьники. В наши дни все больше взрослых работающих профессионалов выбирают изучение бизнеса.
Поскольку мир бизнеса не стоит на месте и постоянно развивается, менеджеры и другие специалисты уже не могут полагаться на то, что они изучали на программах MBA много лет назад. Прогрессивным сотрудникам необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки, чтобы соответствовать реалиям глобального бизнес-сообщества и требованиям работодателя.
Трансформация программ MBA и новые форматы курсов
По мнению многих аналитиков эпоху классических программ MBA ожидает если не закат, то, как минимум, серьезная трансформация. Дело в том, что сам формат этих программ, которые предлагаются во всех бизнес-школах мира, перестает соответствовать реальным потребностям студентов.
Именно поэтому ряд программ MBA в будущем может быть закрыт, а формат оставшихся – преобразован. На смену программам MBA придут более современные и актуальные специализированные программы магистратуры, сертификатные и дипломные курсы, а также нестепенные краткосрочные курсы различных специализаций.
Академические программы новых форматов также будут подкрепляться специальными предпринимательскими и некоммерческими проектами, которые будут учить студентов применению полученных знаний на практике. Например, в программы Бизнес-школы им. Стивена Росса в составе Мичиганского университета внедрена 7-недельная мультидисциплинарная консалтинговая программа Action Project, в Гарвардской бизнес-школе также есть своя практическая программа лидерского развития - Field Immersion Experiences for Leadership Development.
Индивидуализированные и специализированные программы
Вместе с форматом программ может измениться и их направленность. Это необходимо современным студентам, которые хотят стать по-настоящему конкурентоспособными специалистами.
В будущем бизнес-программы станут более индивидуализированными и гибкими. Появятся новые более узкие специализации, и увеличится количество курсов с двойными специализациями.
Поскольку знаний и навыков, которые студент может получить на общей классической бизнес-программе, зачастую уже недостаточно для успешной работы, возникает потребность в дополнительных умениях и компетенциях. Будущее – за программами, объединяющими несколько специализаций, например, в бизнесе и инженерии, бизнесе и медицине, бизнесе и туризме, и т.д.
Помимо этого, важнейшей составляющей бизнес-программ станет прохождение стажировок. Для многих студентов именно прохождение стажировок оказывается кратчайшим путем к последующему успешному трудоустройству. Кроме того, за счет стажировки студент еще во время учебы может получить опыт работы, который требуется большинству работодателей.
Инновации и технологии в учебном процессе
Современные технологии и оборудование уже стали неотъемлемой частью учебного процесса в зарубежных вузах. При этом программы в области управления, экономики, бизнеса и предпринимательства чуть ли не раньше всех начали внедрять инновации в классные комнаты.
В качестве примера можно привести специально разработанную программу Marketplace, которая используется в Колледже бизнес-администрирования в Международном университете Флориды. Это симулятор реальных рыночных отношений, который учит студентов принимать правильные бизнес-решения и применять различные стратегии.
По мнению многих экспертов в будущем решающую роль в успехе и развитии бизнес-школ по всему миру также будет играть предложение и разнообразие онлайн-программ. С годами они будут становиться все более востребованы, и школам придется соответствовать потребностям студентов. Узкоспециализированные онлайн-программы, дистанционные программы с двойной специализацией и гибридные программы (сочетание онлайн-обучения с учебой в кампусе) в области бизнеса начнут вытеснять классическую форму обучения. Такие программы будут более удобны и доступны для широких масс, на них смогут учиться не только простые студенты, но и работающие профессионалы.
Инновационные тенденции неизбежно приведут к дигитализации бизнес-школ, созданию универсальных онлайн-платформ и курсов для изучения бизнес-дисциплин из любой точки мира.
Важность анализа больших данных
Наконец, стоит сказать несколько слов о предметных областях, которые в самое ближайшее время выйдут на передний план бизнес-образования.
Стоит отметить возрастающую важность анализа данных. Уже сейчас бизнес-школы запускают специальные программы, дабы удовлетворить спрос на сотрудников, которые могут анализировать большие данные, выделять ключевые идеи и работать с ними для формирования бизнес-функций, стратегии и операций. Среди самых актуальных программ в этой области – степень магистра в количественном менеджменте, которую предложила бизнес-школа в составе Университета Дьюка (США).