
Je suis Charlie – с таким лозунгом вышли на улицы разных городов мира люди, выступающие за свободу слова. Грандиозные демонстрации вызвало вооруженное нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo, которое произошло 7 января этого года и унесло жизни двенадцати человек…
Первая и основная версия - нападение было вызвано деятельностью журнала. Дело в том, что 40 лет на страницах Charlie Hebdo публикуются карикатуры, репортажи, дискуссии и анекдоты нон-конформистского характера. В связи с произошедшей трагедией, мир заговорил о двух проблемах: терроризме и невозможности свободы слова.
Появилось мнение о том, что профессия журналист вновь стала опасной, если репортеры гибнут не только на полях военных действий, но и в мирных городах. Впрочем, такая постановка вопроса вызывала неоднозначную реакцию. Многие, напротив, считают, что Charlie Hebdo способствовал разжиганию межнациональной и религиозной розни.
Подобная дискуссия заставляет задумать о том, кто такой журналист? И, действительно, где грань, между дозволенным и выходом за границы дозволенного? Настоящий журналист, он же как художник, если заводится, его невозможно остановить. И чем серьезнее происходят события, тем острее будет его перо.
Конечно, можно писать про образование, культуру или вести колонку в журнале рукоделий. Но мир больше всего интересуют две вещи – политика и спорт. И только в области политики бывают настоящие звезды журналистики. Однако это – сложная и, как показал опыт Charlie, кровавая тема.
Каким же должен быть политический журналист? Это как с документальным кино, когда режиссер всегда стоит перед выбором: снимать или помочь. Журналист должен быть объективен. Но в то же время его материалы должны цеплять и увлекать аудиторию. Статья, репортаж или очерк интересны только в том случае, если они вызывают полемику. Читатель и зритель не любит пресных сюжетов. Однако там, где полемика, там же и недруги. Серьезный журналист не может избежать проблем. Вряд ли его будут любить те, о ком он пишет. И чем более критическими будут статьи, тем серьезнее волна со стороны недоброжелателей.
Впрочем, что это мы только о политике. Культура, спорт и образование живут по тем же законам. Серьезного театрального критика будут уважать, но вряд ли любить. В том мире, о котором Вы намерены писать, у Вас не будет друзей. Или же, придется отказаться от объективности. То есть, снова выбор – дружить или говорить правду. Таким образом, на одном человеке сходятся сразу несколько ниточек: аудитория (ожидания которой нельзя обмануть), те, о ком журналист пишет, а также руководство издания (которому важно, чтобы газета продавалась, а у шоу были высокие рейтинги).
У хороших журналистов не бывает выходных и моментов, когда можно расслабиться. Сегодняшний номер завра уже будет в мусорном ведре, и тебе снова придется доказывать, что ты профессионал и не зря занимаешь место в редакции. Никого не интересует, что у тебя дети (у которых утренник) или просто нездоровится. Жизнь не стоит на месте, события происходят ежеминутно, и ежеминутно нужно быть готовым взяться за перо.
В общем, прежде чем поступать на факультет журналистики, стоит задать себе несколько вопросов. Чем именно Вы хотите заниматься? Каковы Ваши ожидания? И самое главное, от чего Вы готовы отказаться ради карьеры?
И последнее. Любой журналист - винтик в огромной машине, которая по большому счету, работает по принципам шоу-бизнеса. Вот, например, в случае с Charlie Hebdo. Во время нападения погибли люди. А спустя несколько дней, когда в продажу поступил новый номер журнала, перекупщики стали продавать его в Интернете по цене 300 евро за экземпляр, вместо обычных 3 евро. Кто-то на трагедии сделал бизнес, а заодно устроил нечто вроде шоу, которое, как мы помним, must go on…