
Перед современными родителями открывается широкий выбор школ, в которые можно отдать своих детей в зависимости от их интересов, талантов и склонностей.
Постепенно появляется все больше альтернатив традиционным общеобразовательным школам. И речь идет не о новомодных веяниях, а о педагогических методиках, зарекомендовавших себя десятилетиями.
Возможно, вы хотите, чтобы в школе ваш ребенок получил максимальную свободу действий? Или вы мечтаете, чтобы ребенок с молодых ногтей приобщался к культуре и ценностям зарубежного образования? Всего этого можно достичь при правильном выборе школы.
Ниже мы расскажем о четырех видах современных школ – международных школах, билингвальных школах, школах Монтессори и вальдорфских школах – и постараемся понять, каковы плюсы и минусы обучения детей в школе каждого типа.
Международные школы
Международные школы – это школы, обучение в которых ведется сразу по двум программам, российской и зарубежной. В России школы данного типа чаще всего являются частными, а их выпускники получают сразу два аттестата, российский и зарубежный.
Для получения статуса «международной школы» учебное заведение должно иметь лицензии и сертификаты зарубежных образовательных органов и экзаменационных комиссий. Большой популярностью среди учащихся, которые после школы собираются поступать в зарубежные вузы, пользуются международные школы, ведущие преподавание по программам A-Level и IB и выдающие соответствующие сертификаты.
Плюсы
- лучшая подготовка к поступлению в зарубежные вузы
- возможность получения сертификатов A-Level или IB
- приобщение к зарубежной академической культуре
- высокий уровень образования и высокая квалификация преподавателей
Минусы
- высокая стоимость обучения
- высокие требования к учащимся
- значительное отличие учебной программы от общеобразовательных школ
- неоправданность цены, если ребенок не будет поступать в зарубежный вуз
Билингвальные школы
В наши дни, когда владение несколькими иностранными языками приобретает особенное значение, билингвальное образование считается одной из наиболее перспективных педагогических методик.
В школах с билингвальным образованием преподавание ведется сразу на двух или более языках. Причем это касается не только углубленных языковых занятий, но и обычных предметов. Например, 50% предметов в школе может преподаваться на русском языке, в 50% - на английском, немецком или любом другом языке.
Обучение в таких школах проходят не только дети-билингвы, например, из смешанных семей, но и обычные школьники, которых хотят на высоком уровне овладеть несколькими разными языками.
Плюсы
- изучение двух или более языков на уровне носителя
- отличная подготовка к дальнейшей учебе на иностранном языке
- неформальное общение на иностранном языке с одноклассниками-билингвами
Минусы
- сложности в изучении предметов на иностранном языке
- упущения в изучении каждого отдельного языка из-за разнообразия языковой нагрузки
- более поверхностное изучение русского языка по сравнению с программой общеобразовательных школ
Школы Монтессори
Педагогической методике Монтессори уже более 100 лет, и за эти годы она превосходно зарекомендовала себя в разных странах. Школы Монтессори пропагандируют развитие у детей самостоятельности и свободу выбора, которая трактуется как созидательное начало, раскрывающее индивидуальность.
Если вы хотите получить лучшее представление о принципах системы Монтессори, обратите внимание на методику преподавания в скандинавских учебных заведениях. Скандинавское образование во многом повторяет систему Монтессори и высоко ценится по всему миру. Например, в Монтессори-школах ученики могут самостоятельно выбирать предметы, которые будут проходить, и контролировать свой учебный процесс. Большое внимание здесь уделяется саморазвитию ребенка, самодисциплине и самостоятельному контролю ошибок, отсутствуют четко установленные программы обучения, стандарты и унифицированные требования. При этом преподаватели таких школ – это скорее добрые наставники, чем грозные «школьные учителя», которых не любят и боятся ученики.
Плюсы
- ранее развитие самостоятельности и уникальной личности ребенка
- обучение по индивидуальной программе
- приобщение к зарубежной академической культуре
- раннее восприятие зарубежных жизненных ценностей и ориентиров
- отсутствие давления со стороны преподавателей
Минусы
- система в меньшей степени подходит недисциплинированным детям без тяги к знаниям
- возможно неравномерное развитие знаний по разным предметам
- отсутствие четкой и единой учебной программы
- большое отличие педагогической методики от общеобразовательных школ
Вальдорфские школы
Вальдорфское образование основано на антропософских представлениях, то есть на саморазвитии и духовном познании с помощью мышления человека.
Как и в случае с Мотессори-школами, в вальдорфских школах на первое место ставится раскрытие индивидуальности и природных талантов. Однако, между этими двумя системами есть и существенные отличия. Можно сказать, что вальдорфские школы лучше всего подходят детям, ориентированным на духовное развитие, природу, познание, ремесла и «возвращение к корням». Эти школы сложно назвать по-настоящему современными, но в них есть свое очарование. Например, в обучении не приветствуется использование современной электроники и гаджетов, в интерьерах классов хай-тек уступает природным материалам, отсутствует привычные оценки, учебники и школьная форма.
Классические предметы также дополняются уникальными занятиями по пантомиме, танцу, гимнастике и т.д. От начала и до конца каждый класс в вальдорфских школах ведет один руководитель, который сам преподает многие предметы и выступает лучшим наставников для детей.
Плюсы
- уникальное образование, развивающее индивидуальность ученика
- ориентация на гуманитарные предметы
- изучение иностранных языков с 1-го класса
- учебный план соответствует этапам природного развития ребёнка, не опережая их
- неформальная обстановка, установление доверительных контактов с одноклассниками и учителями
- отсутствие давления со стороны и психологически комфортная среда
Минусы
- несколько «замедленная» учебная программа в сравнении с общеобразовательными школами
- более позднее освоение математики и точных наук
- недостаток занятий по математике, точными и техническим наукам
- отрешенность от «невальдорфской» академической среды и современных материальных ценностей
Школьное образование: как учат детей за рубежом?
Лучшее среднее образование в мире