
Пандемия коронавируса, которая охватила человечество в начале 2020 года, привела к повсеместному принятию беспрецедентных мер в сфере образования.
Учебные заведения, от школ до университетов, в более чем 180 странах мира были частично или полностью закрыты. В большинстве государств на полный карантин ушли все учебные заведения, в то время как в США, Канаде, России, Вьетнаме и Австралии были закрыты некоторые из них. Согласно данным UNESCO, эти меры оказали влияние на 91% учащихся всего мира.
Поскольку на данный момент никто не может с уверенностью судить о том, как долго продлится пандемия COVID-19, и каковы будут ее последствия, большинство закрытых учебных заведений мира ввели дистанционные занятия для своих учащихся. Это стало единственной возможностью продолжить обучение в создавшихся экстремальных условиях.
Несмотря на то что вынужденное введение онлайн-образования уже выявило не только преимущества, но и недостатки современной академической системы, эксперты и сами педагоги все чаще говорят, что будущее глобального образования – именно за онлайн-обучением.
Новая веха в истории образования
Уже сейчас становится понятно, что международная индустрия образования – это та отрасль, которая выйдет из пандемии COVID-19 наиболее измененной.
Дело в том, что отрасль не только не прекратила свою работу, но и полностью перестроилась в соответствии с актуальной ситуацией в мире. И произошло это в уникально короткие сроки, чуть больше чем за месяц. Правительства стран, учебные заведения разных уровней и их преподаватели были вынуждены экстренно организовать дистанционную работу, перевести пособия и материалы в цифровой формат, реорганизовать учебные программы и переключиться на новую форму преподавания.
Можно смело сказать, что коронавирус дал внезапный, но такой долгожданный, толчок к развитию инноваций в сфере образования. Несмотря на современные технологии, мировая академическая индустрия, в целом, долгие годы находилась в состоянии застоя. Более того, внедрение учебных инноваций происходило только в самых продвинутых школах и вузах и только в наиболее развитых странах. Это неуклонно увеличивало разрыв в качестве и доступности образования для представителей разных национальностей и социальных слоев.
Пандемия коронавируса привела к быстрому внедрению новых технологий в заведениях развитых стран, которые раньше не прибегали к ним, и, что более важно, в менее развитых странах, для которых это стало настоящим прорывом. Уже сейчас свыше 120 миллионов учащихся в Китае получили доступ к полноценному онлайн-обучению, дистанционные занятия проходят в странах Африки, Южной Америки, Азии и Ближнего Востока.
Еще одна важная тенденция, которая появилась во время пандемии, заключается в нарастающем сотрудничестве государственного и частного секторов в сфере образования. Технические компании, независимые специалисты в области образования, операторы телекоммуникационных сетей оказались необходимы для создания цифровых учебных платформ и поиска нужных решений в кризисной ситуации. Например, в Китае, Гонконге и Японии уже сформированы государственно-частные группы, работающие над обеспечением онлайн-образования для школьников и студентов. Согласно последним данным, их деятельность не прекратится и после окончания пандемии.
В последние десятилетия мы уже видели гораздо больший интерес и инвестиции со стороны частного сектора в образовательные решения и инновации, а также положительную динамику, вызванную этими инвестициями. Такие корпорации, как Microsoft и Google в США, Samsung в Корее, Tencent, Ping An и Alibaba в Китае уделяют большое внимание развитию глобального образования.
Понимание проблем, с которыми столкнулось общество из-за пандемии COVID-19, очевидно приведет к тому, что в будущем частные компании будут играть все большую роль в индустрии образования. При этом большая часть их усилий будет направлена на развитие онлайн-образования и на то, чтобы знания, в целом, стали более доступны для всех людей во всех странах мира. Это сделает человечество более подготовленным на случай, если кризисная ситуация повторится в будущем.
Проблематика онлайн-образования
Говоря о том, что будущее – за онлайн-образованием, не стоит забывать о целом ряде проблем, связанных с таким подходом. Сейчас, когда миллионы учащихся по всему миру оказались изолированными в своих домах, эти проблемы стали очевидны как никогда.
Опыт переведения школ и университетов по всему миру на дистанционное обучение ясно дал понять, что качество и целесообразность такого образования в значительной степени зависит от уровня и качества цифрового доступа.
Если вам кажется, что в смартфоне, компьютере и доступе в интернет нет ничего необычного, а потому онлайн-образование доступно каждому, предлагаем вам ознакомиться со статистикой. На сегодняшний день всего лишь около 60% жителей Земли имеют доступ к интернету. Вам тоже сложно в это поверить, не правда ли? Тем не менее, из 7.75 млрд жителей планеты только у 5.19 млрд вообще есть мобильные телефоны (не обязательно смартфоны), только 4.54 млрд имеют доступ к интернету, и лишь 3.80 млрд пользуются хотя бы одной социальной сетью или приложением.
Как мы видим, статистика неутешительная. И она заставила вновь обратить на себя внимание, когда учащиеся в разных странах были вынуждены перейти на дистанционное обучение. В то время как студенты, например, в Гонконге могут проходить полноценные виртуальные занятия на компьютере, планшете или смартфоне, единственной возможностью получать учебные материалы и задания для учащихся во многих странах стали примитивные мессенджеры, типа WhatsApp, и электронная почта. И это хотя бы что-то, ведь многие учащиеся в Африке и на Ближнем Востоке в принципе не имеют доступа к нормальным учебникам, теперь же они вообще лишены возможности заниматься.
Внедрение повсеместного дистанционного обучения буквально оставило за бортом образования огромное количество детей и взрослых учащихся только из-за того, что они не могут купить необходимые гаджеты или оплатить доступ к интернету. Во многих странах вынужденное онлайн-образование только усугубило социально-экономическое неравенство. Кроме того, преподаватели из развивающихся стран, которые, со своей стороны, делают все, чтобы продолжать занятия, жалуются, что многие их ученики живут в необеспеченных и неподкованных в цифровом отношении семьях, которые даже при желании не могут поспособствовать дальнейшему обучению своих детей.
Стоит отметить, что новый формат образования стал фатальным не только для многих учащихся, но и для ряда преподавателей. Причем даже в развитых странах мира. С одной стороны, многие педагоги с готовностью начали экспериментировать с разными приложениями и форматами, проводят учебные стримы и записывают видеолекции. С другой стороны, некоторые школьные учителя и даже университетские профессора, которые придерживаются классических методик преподавания и никогда не делали ничего подобного, оказались совершенно не готовы к новым реалиям своей профессии. Неудивительно, что это повлияло на качество их работы, психологическое состояние, готовность проводить занятия в новых условиях и, как следствие, на их студентов.
Как мы будем учиться в будущем?
Пандемия коронавируса неизбежно приведет к переменам в глобальной индустрии образования. Однако, суть этих перемен и их размах во многом будет варьироваться от страны к стране.
В развитых странах, где люди и так учились дистанционно, онлайн-образование укоренится еще больше, станет более развитым и популярным. Важным фактором очевидно станет и то, что для многих школьников и взрослых студентов формат онлайн-обучения окажется значительно более удобным, и они просто не захотят отказываться от него после окончания карантина. Многие родители в США уже отмечают, что, обучаясь из дома, их дети стали более мотивированы, а их успеваемость улучшилась. Таким образом в будущем может возрасти спрос на онлайн-образование разных уровней, который однозначно приведет к развитию этой отрасли.
Перемены коснутся и менее развитых стран, в которых для подавляющего большинства учащихся дистанционное образование стало настоящей новинкой, пусть и не всегда приятной. Ожидается, что правительства стран третьего мира будут предпринимать посильные меры для улучшения технического оснащения учебных заведений и расширения доступа к онлайн-образованию для учащихся из разных слоев населения. Однако, не стоит думать, что прогресс будет быстрым и по-настоящему эффективным, ведь этим странам предстоит пройти долгий путь до того уровня развития образования, который наблюдается в других регионах мира.
Также не стоит ориентироваться на то, что уже в ближайшее время все или почти все образование в мире перейдет в виртуальную плоскость. Во-первых, это потребовало бы колоссальных инвестиций и технических разработок. Во-вторых, далеко не все учащиеся захотят заниматься в таком формате даже при наличии необходимых условий. Речь идет скорее о том, что каждый человек будет делать выбор между классическим и дистанционным образованием, начиная со школьной скамьи. Тем же, кто выберет второй вариант, будет легче удовлетворить свои потребности за счет развивавшегося быстрыми темпами онлайн-образования.
Многие ученые сегодня говорят о том, что эпидемии и вирусные инфекции разного рода могут стать одной из основных особенностей века, в котором мы живем. Несомненно, при таком сценарии значение дистанционного образования увеличится, но даже тогда учебные заведения вряд ли станут полностью цифровыми и перейдут на новый формат обучения. Вместо этого занятия в формате онлайн станут хоть и привычной, но временной и необходимой мерой, к которой будут прибегать в периоды кризиса.
В конце хотелось бы сказать о том, что самое главное в сложившейся ситуации – это стремление правительств, учебных заведений, преподавателей и самих учащихся продолжать занятия несмотря ни на что. Такая общность интересов не только мотивирует, но и дает всем нам понять одну важную истину. Несмотря на то что двери учебных заведений могут быть закрыты, ничто не может закрыть дверь к знаниям перед человеком, который жаждет эти знания получить.