
Если Вы мечтаете учиться за рубежом, но не в состоянии оплатить свое обучение, выход есть. Нужно получить грант или стипендию. Выдают их, как правило, университеты, правительство (например, так обстоит дело в США) или некоммерческие организации и фонды. Предположим, Вы нашли интересующий Вас грант или стипендию. Что дальше? А дальше нужно правильно подать заявку. Для Вас мы приготовили несколько советов.
Изучите правила
В разных вузах и организациях процесс подачи документов на грант или стипендию разный. Поэтому первым дело внимательно изучите правила. Обычно они указаны на сайте программы или университета. Важно следовать по пунктам, исключив какую-либо импровизацию.
Следите за временем
Узнайте точно, каковы сроки подачи заявки. Обычно ее нужно предоставлять за несколько месяцев до начала учебного года. За один день необходимый пакет документов Вы не соберете, так как это – процесс длительный. Приплюсуйте несколько дней на доставку. То есть, отправить все нужно заранее, а значит начать собирать документы еще раньше.
Уточните список документов
Обычно для получения гранта или стипендии требуется:
- анкета,
- оформленный транскрипт и нотариально заверенный перевод диплома,
- мотивационное письмо (или эссе на тему обучения за рубежом) и CV,
- результаты теста по иностранному языку (например, IELTS или TOEFL),
- рекомендательные письма от преподавателей или работодателей,
- копия действующего загранпаспорта,
- дипломы, аттестаты и прочие документы, полученные на олимпиадах или в результате окончания учебных курсов.
Заполните анкету
Первое и самое главное – в анкете должны быть заполнены все графы! Если одна из граф к Вам не применима, напишите «not applicable». Это избавит всех от лишних вопросов.
Заполнять анкету нужно внимательно. Несколько раз ее перепроверьте. Ваши имя и фамилия должны быть написаны так же, как в паспорте и транскрипте диплома! В противном случае возникнут проблемы.
Не забывайте указывать действующий номер телефона с международным кодом и действующий адрес электронной почты.
Не перегружайте анкету лишней информацией. Приберегите ее для более свободного по форме эссе.
Напишите мотивационное письмо
Для каждой грантовой или стипендиальной программы мотивационные письма или эссе составляются в рамках определенного формата. Следуйте указанным правилам и структурируйте текст.
Часто объем мотивационного письма - 500 слов. Оно состоит из краткого вступления (обращения к комиссии), двух основных частей и заключения (благодарность комиссии за уделенное внимание).
В первой части Вы пишете:
- почему хотите учиться в выбранной стране и выбранном вузе,
- что хотите изучать и почему,
- почему именно Вы должны получить эту стипендию,
- как Вы намерены применять полученные знания.
Обратите внимание на то, что в зависимости от программы может меняться критерий оценки достижений студента. Одни конкурсы оценивают только академические достижения. А другие ориентируются еще и на достижения вне учебного процесса. Все это стоит указать в письме.
Мотивационное письмо должно быть с одной стороны в рамках формата, а с другой - оригинальным. Только так оно обратит на себя внимание приемной комиссии.
Получите рекомендации
Рекомендательные письма от Ваших преподавателей или работодателей должны быть составлены на иностранном языке. Подписывая письмо, преподаватель должен указать ФИО, ученые степени, контактный телефон и адрес электронной почты. Работодатель указывает ФИО, должность и контакты.
Вычитайте
Внимательно перечитайте анкету, письма и эссе. Убедитесь в том, что в них нет ошибок. Если Вы не уверены в себе, дайте прочитать тому, кто в совершенстве владеет иностранным языком. Документы с орфографическими или грамматическими ошибками не вызывают уважения к заявителю.
Правильно оформите
Формат и оформление – два важных пункта. Если на сайте стипендиальной или грантовой программы указаны требования к оформлению, следуйте им. Единственное, где можно себе позволить некоторую свободу – мотивационное письмо. Остальные документы должны доказывать, что Вы – серьезный человек.
Проверьте по списку
Перед отправкой документов убедитесь в том, что у Вас есть все, что требуется. Как правило, заявки с неполным пакетом документов не рассматриваются. Они даже не попадают в руки комиссии, так как их отсеивают на первой же ступени.
Отправляйте
Чаще всего заявки на гранты или стипендии (включая пакет документов) принимаются по электронной почте. Но нередко транскрипт или нотариально заверенный перевод диплома нужно отправлять по почте. Изначально делайте сразу два-три экземпляра на случай, если письмо потеряется. Вы сэкономите время и сможете быстро отправить вторую копию.
Ждите
Если Вы все правильно сделали. Если Ваши документы пришли во время. И если комиссию заинтересует Ваша кандидатура, Вам могут назначить собеседование. Если такое произойдет, Вам заранее сообщат время и способ связи.
И последнее
Если по каким-то причинам Вы не успели подать заявку в срок. Или Вам вернули пакет документов. Не расстраивайтесь. Гранты и стипендии присуждаются ежегодно. Проработав все ошибки, Вы сможете повторить попытку!