
Вряд ли можно переоценить значение самообразования. Конечно, в школе и университете можно получить ценные знания, но именно процесс самообразования делает из человека настоящую личность, воспитывает самодисциплину и максимально расширяет кругозор.
Что такое самообразование?
Самообразование – это непрерывный процесс личностного развития. Занимаясь самообразованием, человек получает знания и навыки вне какого-либо учебного заведения. В отличие от традиционного, образование такого рада не ограничивается теми или иными сроками, и получать его можно всю жизнь.
Психологи утверждают, что самообразование является неотъемлемой частью саморазвития. Повышать уровень своих знаний можно различными способами. Например, вы можете самостоятельно изучать языки, читать книги в какой-либо области, посещать независимые мастер-классы и лекции и т.д. Наконец, путешествия и общение с людьми тоже может стать важной частью процесса самообразования.
Как выучить английский самостоятельно?
Общение по переписке на английском языке
Гении, которые выучили себя сами
Среди приверженцев самообразования множество известных всему миру имен. Отдавая должное традиционным учебным заведениям, гении во все времена искали источники знаний и вдохновения за пределами университетских стен.
Альберт Эйнштейн
Знаменитый физик и Нобелевский лауреат был одним из самых отчаянных приверженцев самообразования. Многие школьники, оправдываясь перед родителями, и сегодня используют пример «нерадивого троечника Эйнштейна», который впоследствии был признан гением.
Действительно, Эйнштейн не был образцовым учеником, но и никогда не тратил времени зря. Уже в школьные годы он отдавал предпочтение самообразованию, а в университете прогуливал лекции, изучая самостоятельно выбранные материалы.
Физик получал необходимые знания, главным образом, из книг, что позволило ему рано выработать независимое мышление. Кроме того, Эйнштейн с ранних лет не принимал ничего на веру, не доверял утверждениям даже опытных ученых, проверял их опытным путем и анализировал.
Михаил Ломоносов
Как ни странно, ученый, разработавший проект Московского университета, сам не был приверженцем традиционного образования.
Он получал систематическое образование в Славяно-греко-латинской академии, Киево-Могилянской академии, Санкт-Петербургском академическом университете и Марбургском университете. Однако сам Ломоносов утверждал, что именно самообразование было ключевым элементом его развития.
Михаил Ломоносов, который обладал уникальными разносторонними познаниями и гибким умом, всегда стремился к знаниям, но не переоценивал значение учебных заведений. Начав с чтения церковных книг в раннем возрасте, Ломоносов «поглощал» различную литературу и впитывал знания всяческих мастеров.
Пытливый ум ученого заставлял его критически относиться к традиционным формам образования. Так, в Германии Ломоносов буквально боролся с одним из профессоров, чей подход к преподаванию считал слишком поверхностным. Сегодня Ломоносова можно назвать ярким примером человека, который успешно совместил обучение в университетах с самообразованием.
Генрих Шлиман
Шлиман был археологом-самоучкой и предпринимателем, который прославился тем, что открыл Трою. Генрих Шлиман стал, пожалуй, одним из самых знаменитых приверженцев самообразования. Именно самообразование позволило ему достичь высот сразу в нескольких областях.
В юношеском возрасте будущий исследователь не получил полноценного образования, но с детства обнаружил в себе потребность в новых знаниях и приключениях. Шлиман начал с чтения книг античных писателей, выучил древнегреческий язык и изучил оригиналы «Иллиады» и «Одиссеи».
Со временем он стал настоящим экспертом в данной области и, уже будучи взрослым человеком, решил кардинально изменить свою жизнь. Руководствуясь знаниями, полученными самостоятельно из древних источников, Шлиман решил отыскать знаменитую Трою, и ему это удалось!
Кроме того, Шлиман был настоящим полиглотом. Он даже изобрел свой собственный метод изучения языков. Метод заключался в том, чтобы как можно больше читать вслух на иностранном языке. Это помогает быстро усваивать новую лексику и языковые правила за счет одновременного произнесения и восприятия речи.
Таким образом, Шлиман выучил не только древнегреческий, но и английский, голландский, французский, итальянский, русский, португальский и усвоил основы других языков.
Кстати, Шлиман отнюдь не чурался традиционного образования и считал, что учиться никогда не поздно. В возрасте 44 лет он поступил в Сорбонну для изучения античной истории и археологии. Правда, учебный курс он так и не прошел до конца – самостоятельно приобретенные знания оказались гораздо обширнее академической программы.
Среди признанных гениев существует немало других приверженцев самообразования. К ним относятся: Исаак Ньютон, Джек Лондон, который самостоятельно проходил учебный школьный курс, Сальвадор Дали, который считал, что ему нечему было учиться у педагогов, Пабло Пикассо, Отто фон Бисмарк, Лев Толстой, который не связывал приобретение знаний с учебными заведениями, и многие другие…
4 иностранных языка за 365 дней