
Мода на дипломы MBA в Россию пришла лет 20 назад, именно тогда появились первые программы получения этой степени внутри страны. Иногда они разрабатывались в сотрудничестве с иностранными вузами, но все чаще подобные программы являются сугубо российскими разработками. Насколько они соответствуют иностранным стандартам?
Традиционно считается, что классическое бизнес-образование со всеми атрибутами высокого качества можно получить только в Европе и Северной Америке. При этом под термином “MBA” подразумевается некий сплав вековых традиций и инноваций, прикоснуться к которому могут лишь избранные. Дело не только в высоких ценах на обучение, но и в требованиях, которые предъявляются будущим магистрам при поступлении.
Обучение в американской бизнес-школе длится два года, а в европейской – один, что является их конкурентным преимуществом, потому что слушателям не приходится жертвовать годом карьеры (и, к слову, тратить в два раза больше денег).
Традиционно только обучение full-time признается настоящим МВА (несмотря на возможности вечерных, модульных и даже дистанционных форматов, которые, кстати, наиболее распространены в России).
Наиболее известные европейские бизнес-школы находятся в США (Harvard University) и Великобритании: London Business School, University of Cambridge, University of Oxford, в Испании (IESE Business School) и Франции (INSEAD, IMD).
Модели MBA-образования
Британская модель
В Великобритании 123 школы бизнеса, входящие в ассоциацию ABS, в том числе 42 аккредитованы ассоциацией АМВА. Характерные черты: общая программа (без специализации), цель которой «выход на новый уровень в менеджменте». Подготовка «специализированного магистра» - другой тип программы, как правило, менее интенсивной и более дешевой, чем МВА.
«Поступайте на МВА, когда отвергнуты другие возможности», - говорят британцы, что соответствует идее МВА как программы подготовки руководителей широкого профиля.
Французская модель
Три бизнес-школ (члены ассоциации Chapiter) из 229 вузов-членов Конференции Grand Ecole (высшая ступень специализированного высшего образования). Модель делится на несколько профилей: Executive Specialized Master in Functional Management (25% базовые курсы, 75% специализация) и МВА - дженералистская мастерская программа - 75% базовые курсы, 25% специализация. В отличие от британцев, упор сделан на специализацию.
Американская модель
Америка - колыбель бизнес-образования. Американские университеты отличает академический уклон и упор на case-study - метод обучения с использованием конкретных исторических примеров. Метод этот также появился на свет в США, в бизнес-школе Гарвардского университета.
Недавно в моду вошла альтернатива классическим full-time и part-time программам MBA - Executive MBA (EMBA) для топ-менеджеров, имеющих серьезный опыт управления. Практически все курсы построены так, чтобы слушатели могли совмещать учебу с профессиональной деятельностью.
Жестких критериев отбора на курс не существует, главное - наличие не менее 10 лет опыта у поступающих в школу бизнеса. Обучение на EMBA часто привлекает студентов еще и тем, что учебные модули обычно проходят в разных странах, что позволяет путешествовать по всему миру, общаться с лидерами крупного бизнеса как развитых, так и развивающихся стран.
Российская практика MBA
Изначально российское бизнес-образование брало за основу лучшие западные программы MBA. Как и в Америке, в России часто используется в обучении метод “case study”. Кроме того, постепенно среди ведущих курса растет число преподавателей-практиков. Но тенденция эта пока находится в зачаточном состоянии.
На Западе редко можно встретить преподавателя, который занимается исключительно преподавательской или научной деятельностью, в большинстве своем они успешные руководители или консультанты. Работа преподавателя - скорее хобби, чем источник основного дохода. Это прямым образом отражается на отношении к аудитории. Занятия проходят в форме живой беседы и обмена опытом, а не пересказа учебных материалов.
Вслед за качеством обучения и ростом авторитета российские бизнес-школы поднимают цены на обучение и постепенно приближаются к уровню средних европейских программам МВА. Но странным образом, вслед за этим трендом, в новых российских государственных требованиях к программам МВА снизилась аудиторная нагрузка.
Кроме того, в последние годы российские бизнес-школы стали активно интегрироваться в мировое образовательное сообщество, некоторые даже получили престижную международную аккредитацию AMBA.
Но если остановить свой взгляд на всей массе программ, написанных и практикуемых в России, то можно сказать, что единого формата для бизнес-школ не существует. Кто-то придерживается американской модели, кто-то одной из европейских, есть и курсы, состоящие из нарезки самых успешных программ, адаптированных под российского слушателя.
Но главное отличие, все же даже не в этом. Российские бизнес-школы крайне редко предлагают слушателям оторваться от работы и получить настоящее образование MBA, которое предполагает полное погружение в учебный процесс.
Очная форма бизнес-обучения в России крайне непопулярна, а вот разнообразные вечерние, заочные и дистанционные программы – наоборот, набирают максимальное число студентов.