
Open Education. Идея открытого доступа к знаниям стара как мир. Но она никогда не теряет своей актуальности. Особенно сейчас, когда хорошее образование приравнивают к дорогостоящему образованию, или зачастую к зарубежному образованию.
Инициатива Open Education была предпринята более 10 лет назад знаменитым университетом MIT, когда в 2001 году был запущен проект MITOPENCOURSEWARE. Его создатели разместили материалы практически по всем учебным программам университета в открытом доступе (сейчас их число достигает 2000). Это включает в себя видеолекции, учебные материалы, методические материалы, задания для самопроверки и т.д. В настоящее время этой учебной платформой пользуются до 100 миллионов человек.
Идея Open Education была в последующем подхвачена такими университетами как Yale, Harvard, И с недавних пор Stanford University. К примеру, Open Yale Courses содержит видеоматериалы лекций по таким дисциплинам как философия, литература, биология, экономика, история и т.д. Учиться можно в группах, созданных в сети OpenStudy, о которой мы писали в Hotcourses Russia ранее.
Изначально я воспринимала концепцию Open Education как своего рода порыв альтруизма и благотворительности. Но это ли единственная движущая сила? Возможно, за инициативами крупнейших университетов и исследовательских центров стоит понимание того, что наше общество меняется, меняются требования к образованию? Свою точку зрения на этот вопрос сформулировал профессор Дэвид Вилли, в своей лекции в Университете Пеннсильвании, выделив следующие предпосылки для развития «открытого» образования
- люди и их группы становятся менее изолированными благодаря интернету, социальным сетям и информационным технологиям;
- более востребованным становится персональный подход к образованию, в противовес к массовости;
- источники учебной информации постоянно увеличиваются. Мир не ограничивается библиотеками. Сами библиотеки переходят на формат электронных библиотек.
И я не могу не согласиться с его точкой зрения.
Сегодняшний блог был бы неполным если бы я не рассказала также о проекте Academia, телеканала «Культура». Он носит иной формат по сравнению с проектами, о которых я говорила выше. Здесь крупнейшие российские ученые современности читают лекции о фундаментальных вопосах в своих дисциплинах. Среди лекторов: Жорес Алферов, Сен Аревшатян, Николай Борисов, Борис Аверин, Валентин Янин, Сергей Капица и многие другие. Это прекрасная возможность узнать о самых интересных проблемах истории, философии, естественных наук из уст патриархов отечественной науки.