
Профессия врача продолжает оставаться одной из самых уважаемых, и вместе с тем, одной из сложнейших. Неудивительно, что учиться будущим врачам приходится семь, а в некоторых странах и десять лет. Традиционно, медицинское образование строилось на следующих принципах:
знания: базовые, современные и прогнозируемые;
умения: современные методики, уже применяемые в клинической практике, и прогнозируемые, к применению которых нужно готовить
навыки: автоматизированные движения, от набора которых зависит степень профессионального мастерства
мировоззрение и врачебная этика
Современная медицина претерпела значительные изменения, а вместе м ней и требования к будущим врачам. В чем видят основную направленность образования врачи и ученые?
«Современное медицинское образование — это обучение «при постели больного», интегрированное с инновационными областями биологической науки и других смежных наук» — считает Николай Мухин, заведующий кафедрой внутренних болезней ММА им. И.М. Сеченова, академик РАМН.
Профессор Университета Торонто, специалист в области здравоохранения и профилактической медицины, Д. Гастингс, идет дальше и видит будущее медицинского образования не столько в клиническом образовании, сколько в образовании в режиме «реального времени». Он приводит в качестве примера программу, уже практикующуюся в университете Эдинбурга, где студенты наблюдают пациентов не только в больничной палате, но исследуют их образ жизни, место жительства, условия работы, т.е. наблюдают их в привычных для них условиях жизни.
Также особо отмечается возрастающая значимость работы в команде врачей. В большой степени это объясняется все продолжающейся специализацией врачей. Так, для успешного разрешения того или иного медицинского случая, требуется взаимодействие физиотерапевтов, узких специалистов, психологов.
Для того, чтобя студенты могли в будущем справиться с такой задачей, необходим междисциплинарный подход к медицинскому образованию. Также предлагается организовывать учебную практику в группах, а не по принципу специализации. Помните команду доктора Хауса? Инфекционист и нефролог Грегори Хаус, невролог Форман, иммунолог доктор Кэмерон, кардиолог Чейз, пластический хирург Тауб и врач-терапевт Тринадцатая. Возможно, в будущем медицина, действительно, станет «командной игрой»?
Академик РАМН Владимир Петров особенно подчеркивает значимость клинического мышления. «Врач всегда должен быть готов к изменению диагноза, потому что сама болезнь тоже развивается, очень часто необходимо принимать решение при дефиците времени. Теория построения диагноза не разработана, ею надо заниматься». Он назвал борьбой противоположностей клиническое мышление и внедряемые сейчас стандарты медицинской помощи и призвал сохранить в учебном процессе обучение клиническому мышлению.
Также часто упоминают два фактора, которые могут изменить лицо медицинской профессии, и тем самым, и требования к подготовке медиков.
Первое. Инвестиции в медицину и фармацевтику в мировом масштабе сильно увеличились, что повысило и стоимость медицинских услуг. Фактором, препятствующим развитию медицины, может стать падении платежеспособного населения, и как следует, падение спроса на ее услуги. Это может иметь два последствия. В лучшем случае, люди будут больше тратить на здоровый образ жизни и будут уделять внимание профилактике заболеваний. В худшем случае, будут заниматься самолечением, будут прибегать к помощи “альтернативной” медицины.
Второе. Все больше люди придают значение своему внешнему виду. Как следствие, значительным источником дохода для врача может стать не борьба с патологиями, а изменение того, что медицина считает нормальным состоянием (как пример, пластические операции, косметическая стоматология).
Обе эти тенденции могут изменить как спрос на медицинское образование, так и его содержание.