Наши Cookies

Мы используем cookies, чтобы обеспечить вам лучший опыт работы с сайтом за счет персонализированного контента, релевантной рекламы и расширенных функций. Нажав «разрешить все», вы соглашаетесь на использование cookies в соответствии с политикой использования cookies. Вы сможете изменить свое решение в любой момент.
Основная информация
Великобритания: Cпециализации

Кембридж - фабрика Нобелевских лауреатов

Кембриджский университет

Даже самым серьезным и перспективным студентам лучшие вузы мира кажутся чем-то недосягаемым. Однако опыт показывает, что любая мечта осуществима, а обучение в известном зарубежном университете может оказаться гораздо более доступным, чем вы думаете.

 

Мы предлагаем вам познакомиться с историей 28-летнего петербуржца Евгения Затуловского, который получил степень PhD в одном из лучших вузов мира – Кембриджском университете и сейчас готовится продолжить свою научную карьеру за рубежом. Из нашего интервью вы узнаете о том, как попасть в аспирантуру Кембриджа, какая атмосфера царит в этом университете, и почему современные молодые ученые все чаще предпочитают иностранное образование российскому?

 

В Кембриджском университете вы учились только в аспирантуре, расскажите о том, какой путь в образовании вы прошли до того, как приехали в Кембридж?

В 2001 году я закончил обычную общеобразовательную школу в городе Пикалёво Ленинградской области и поступил в Санкт-Петербургский Государственный Политехнический университет. В 2005 году я получил диплом бакалавра, а в 2007 году - степень магистра. В процессе подготовки бакалаврской и магистерской диссертаций я работал в Институте Цитологии РАН и Институте Экспериментальной Медицины РАМН, а в 2008 году уехал в Кембридж.

 

Какое направление в научной работе вы избрали для себя в аспирантуре?

Я занимаюсь биофизикой, молекулярной и клеточной биологией.

 

Почему вы выбрали именно Великобританию и Кембриджский университет для обучения в аспирантуре?

За время выполнения научной работы в рамках бакалаврской и магистерской диссертаций в Санкт-Петербурге у меня успело сложиться понимание того, что заниматься наукой сегодня в России - дело довольно малоперспективное и, что не менее важно для учёного, невостребованное. Я успел ощутить на себе и организационно-бюрократические преграды, которые стоят на пути науки, и чисто финансовые аспекты, не позволяющие молодому учёному в России полностью отдаваться научной работе, также я осознал неэффективность и неконкурентоспособность большинства российских лабораторий.

 

Поэтому я решил, что неизбежно придется либо уходить из науки и начинать заниматься "нормальной работой", как это обычно называется, либо уехать и попытаться интегрироваться в мировую научную среду. Поскольку я с детства интересовался наукой, я решил попробовать второй вариант. На мой выбор Кембриджского университета повлияло несколько факторов.

 

Во-первых, я решил, что если уж покидать российскую науку, то ради чего-то действительно стоящего, ради места с выдающимися научными и образовательными традициями, богатой историей и стимулирующей интеллектуальной средой. Во-вторых, из иностранных языков я изучал только английский, поэтому в попытке минимизировать стресс от переезда в чужую страну, я старался выбирать из университетов, располагающихся в англоязычных государствах.

 

В первую очередь мне на ум пришли наиболее известные вузы: американский Гарвард и британские Оксфорд и Кембридж. Я понимал, что шанс на успех при поступлении в эти университеты крайне мал, но решил почитать про них поподробнее и попробовать отправить заявки - я все равно ничего не терял. Ознакомившись с информацией на сайтах этих университетов, я понял, что предпочитаю Америке Великобританию, поскольку  в Англии, как правило, обучение в аспирантуре занимает порядка 3-4 лет, примерно как у нас в России, а в США - целых 5-6 лет.

 

Как вы готовились к поступлению в Кембриджский университет? Где вы искали необходимую информацию?

Я начал изучать процесс подачи документов с просторов сайта Оксфордского университета, но за несколько часов я так и не смог найти внятной схемы о том, как выглядит алгоритм подачи. На сайте Кембриджского университета меня также смутило обилие информации и различных структурных подразделений университета.

 

Но, к счастью, среди этих подразделений мне попалась одна лаборатория, которая, как мне показалось, занимается как раз тем, что мне подходит по теме. На тот момент я и не подозревал, что эта лаборатория настолько выдающаяся, что через пару лет, после очередной премии, в прессе её назовут "фабрикой Нобелевских наград".

 

В то же время, и на сайте лаборатории, и на сайте университета, мне удалось найти более-менее понятные онлайн-формы для подачи заявки на PhD и разобраться в самой процедуре. Далее последовало несколько собеседований и месяцы ожидания, и наконец - "вы зачислены"!

Каким было ваше первое впечатление от Англии и Кембриджского университета?

Впечатление было восторженное. Даже сложно было поверить, что я нахожусь в таком удивительном историческом месте, о котором мы все слышали, но никогда даже не думали о том, что можно там реально очутиться.

 

Мы видели в фильмах и читали в книгах описание старинных готических университетских стен с башенками и часовнями, и обязательно с зелёной английской лужайкой перед входом, и тут ты оказываешься внутри, восхищённо крутишь головой, а мимо тебя буднично пробегают другие студенты, как будто не обращая внимания на все эти декорации.

 

Что интересно, ещё приехав в Кембридж на своё первое собеседование, я как-то неосознанно почувствовал, что сейчас можно много сувениров не накупать - ещё успею вернуться. Так и случилось - вернулся на целых 4 года!

 

Какие плюсы и минусы вы можете выделить в британской системе образования?

У британской системы образования, несомненно есть свои особенности, но я затрудняюсь отнести их к "плюсам", либо к "минусам". У меня сложилось впечатление, что в Англии не слишком стараются создать у школьников, а затем и у студентов, тот широчайший кругозор, которым славится, в частности, "русская школа". Из обучающихся не пытаются сделать эрудитов, обладающих обрывками знаний из совершенно разных областей.

 

Вместо этого закладываются более глубокие основы в той области знаний, на которой специализируется студент. Ещё одно отличие заключается в том, что студентов учат не просто знать какую-то информацию, а стимулируют их к тому, чтобы они активно её анализировали и применяли к решению практических задач, чего российской системе образования, к сожалению, не хватает.

 

Столкнулись ли вы с какими-либо неожиданностями во время обучения в аспирантуре в Кембридже? 

Я не могу сказать, что для меня что-то оказалось сильно неожиданным во время обучения в Англии. Опять же, некоторые вещи показались непривычными или несколько удивительными. Так, например, Кембриджского университета в том виде, в каком я ожидал его найти, просто не существует.

 

То есть, нет такого здания с табличкой "University of Cambridge". Кембриджский университет - это понятие административное, оно объединяет в себе 31 колледж и несколько десятков крупных лабораторий и институтов. Фактически, прибывая для обучения в Кембридж, студент или аспирант числится в одном из этих 31 колледжей.

Колледж, в отличие от российских реалий, является для студента учреждением социальным в неменьшей степени, чем образовательным: в колледже студент проживает, при колледжах существует множество спортивных клубов и обществ по интересам, также на территории колледжа для студентов проводятся концерты, вечеринки и летние балы.

 

Колледжи стараются всячески стимулировать общение и взаимодействие между своими студентами: практически каждый день проводятся формальные ужины в старинном зале, где за одним столом могут оказаться и физик, и специалист по средневековой литературе, и юрист, и медик – считается, что такое социальное взаимодействие может обогатить каждого.

 

Более того, что совсем удивительно для российского студента, в каждом колледже есть свой бар, где студенты могут попить недорого хорошего пива, вина или портвейна и весело пообщаться, не покидая стен своего образовательного учреждения. Однако большие свободы накладывают на студента и большую ответственность.

 

Так, в английских университетах очень большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. В начале меня удивляло - как это университет в течение последних 800 лет остаётся одним из успешнейших в мире при том, что каникул у студентов там чуть ли не столько же, сколько учебных дней, а за партой студенты проводят времени гораздо меньше, чем их российские коллеги?

 

На занятиях студентам даётся очень плотный поток информации, нацеленный на то, чтобы создать у них понимание общих рамок предмета, далее студент должен самостоятельно сидеть в библиотеке и разбираться с материалом. Освоение студентом изучаемой темы - это его собственная обязанность, а не преподавателя, преподаватель только готов помочь студенту, что-то посоветовать, ответить на вопросы, но не гоняться за ним весь семестр, требуя сдать домашнее задание.

 

Домашние задания, к слову, у студентов есть, но их выполнение, как и результаты проверочных работ, сдаваемых в течение семестра, никоим образом напрямую на итоговую оценку не влияют.

 

Они нужны, опять же, самому студенту, чтобы понять свои слабые стороны. А оценка определяется только по окончанию семестра, по результатам экзаменов. Таким образом, это дело самого студента - учиться в течение семестра или наслаждаться свободой. Подготовиться к экзамену во время сессии, за пару бессонных ночей, как это делают многие у нас в России, вряд ли получится - на один день могут поставить сразу несколько экзаменов, а через день - ещё парочку. Возможности пересдачи также сильно ограничены.

 

Какое отношение, исходя из вашего опыта, к русским студентом и русским людям вообще сформировалось в Англии и в Кембриджском университете, в частности?

Да, мне довелось много общаться и со студентами, и с преподавателями в Кембридже. Отношение у них ко мне лично, к русским, и вообще к иностранцам - самое благоприятнейшее. Вообще, Кембридж - очень интернациональный городок. Например, в нашей лаборатории иностранцев было примерно столько же, сколько и самих британцев. Так что, в Кембридже никто не тычет пальцем в приезжего студента или учёного, скорее относятся с интересом, пытаются побольше узнать о твоей национальной культуре и традициях.

 

В университете существует множество национальных обществ, организующих разнообразные культурные, кулинарные и развлекательные мероприятия, открытые абсолютно для всех, вне зависимости от национальности и гражданства. Так, например, существует и Русское Общество Кембриджского Университета, президентом которого одно время мне посчастливилось быть. Так вот, на лекции, кинопоказы, концерты и вечеринки Русского Общества всегда собиралось множество гостей, в том числе и англичан.

 

Многие родители сегодня сомневаются – стоит ли отдавать большую сумму денег за образование ребенка, даже если он будет учиться в престижном университете? 

Скажу сразу, я, как и подавляющее большинство аспирантов в Кембриджском Университете, сам за своё обучение не платил. Как правило, потенциальный кандидат на PhD studentship подаёт заявки на конкурсы грантов для обучения в аспирантуре. В случае успеха, кандидат получает грант, который покрывает расходы на его обучение, научную работу, а также ежемесячную стипендию.

 

Во многих странах существуют фонды, которые выдают такие гранты своим молодым учёным для обучения в престижных зарубежных университетах, таким образом повышая уровень собственной национальной науки. Мне вот повезло получить стипендию от Кембриджского фонда имени Herchel Smith.

 

В случае студентов, а не аспирантов, я бы сказал, что отдавать такие большие деньги за обучение имеет смысл только в особенных случаях. Если родители просто хотят, чтобы их ребёнок получил хорошее образование и перспективную работу, как мне кажется, нет необходимости поступать именно в Кембридж или Оксфорд. Это накладно не только с финансовой точки зрения, но и самому ребёнку придется довольно тяжело при обучении в таком месте. Как я говорил, ему потребуется совершать огромный объём самостоятельной работы, посильный только человеку, поистине заинтересованному в том, что он делает.

 

Кембриджский университет старается выращивать не просто хороших специалистов и перспективных сотрудников, а скорее людей исключительных и выдающихся. Поэтому и условия студентам создаются такие, чтобы они чувствовали себя исключительными (например, ежедневные формальные ужины, где студенты должны находиться в мантиях, а обслуживают их официанты, как на серьёзном приёме), планка требований к студентам соответственно ставится очень высокая.

 

Поэтому отправляться учиться, например, в Кембридж, как мне кажется, стоит в том случае, если человек действительно обладает выдающимися качествами и заинтересован в том, чтобы посвятить свою жизнь той области знаний, которую он намеревается изучать.

 

Каковы ваши планы на будущее? Связаны ли они с тем, что вы получили степень PhD в Кембриджском университете?

Я планирую продолжить заниматься академической наукой. В данный момент мне интересно поработать постдоком в лаборатории в США, чтобы воочию познакомиться с организацией американской науки, которая, как считается, сильно отличается от европейской. Дальше уже можно будет выбирать, где лучше осесть и попытаться создать свою собственную лабораторию - в Америке, в Европе или в России.

 

Кембридж. Часть 2

Study in the UK

Free

'Учеба в Англии'

Вы нашли полезную информацию? Пошаговые инструкции помогут вам поступить в университет Англии

Получить книгу
ПОИСКОВИК ПРОГРАММ
Хотите узнать, какая программа подходит вам лучше всего?
Воспользуйтесь новым поисковиком программ!
НАЧАТЬ ПОИСК

Стоит прочитать

article Img

Лучшие юридические школы Великобритании

Британские юридические школы – одни из старейших и наиболее престижных в мире. Благодаря высокому качеству образования и богатой традиции Великобритания заслуженно считается одной из лучших стран для изучения права за границей. Юридическое образование в Великобритании дает студентам фундаментальные правовые знания, идеально сочетает в себе теорию и практику. Неудивительно, что в разное время именно в британских школах права учились многие всемирно известные

38.8K
article Img

Психологическое образование в Англии

Англия общепризнанно считается одной из лучших стран для изучения психологии. Здесь можно получить качественное и фундаментальное образование психолога за границей, которое будет признано по всему миру. Почему стоит изучать психологию в Англии? Психология – это одна из самых популярных специальностей в Англии. Согласно статистике, 1 из 24 студентов британских вузов изучает именно психологию! Это неудивительно, учитывая высокое качество

21.3K

Оставайтесь на связи

enq-img Пообщаться