
Как известно, сегодня американские университеты предлагают студентам отличную среду для получения образования и проведения исследований, а также другие привлекательные возможности.
Конечно, все это выглядит особенно соблазнительным для абитуриентов. Настолько соблазнительным, что даже многие британские вузы начали принимать американскую модель образования как пример для подражания.
Но, действительно ли оно того стоит? Преподаватели, которые имеют опыт работы в европейских и американских университетах, утверждают, что гуманитарное образование в Англии стоит на порядок выше аналогичного образования в других странах.
В частности, британская система, в сравнении с американской, намного вернее преследует главную цель – обеспечение образования для будущего поколения. В чем же основные преимущества этой системы?
Семинары, а не лекции
Британские университеты до сих пор ориентированы на обучение в небольших группах, большинство учебных групп на семинарах программ бакалавриата здесь состоят из 20 и менее студентов. Кроме того, эти семинары проводятся преподавателями, которые работают здесь постоянно, являются экспертами в своих областях и имеют за плечами интенсивную педагогическую подготовку.
Американская система образования фокусируется на лекциях вплоть до последнего семестра четырехгодичной программы обучения. Количество студентов на этих лекциях варьируется от 25 до 425 человек.
И хотя некоторые, но не все, лекции включают в себя групповую дискуссию, постоянные преподаватели обычно не проводят их. В небольших учебных группах обычно преподают вчерашние выпускники, не имеющие глубоких знаний материала и специальной профессиональной подготовки. Они же выставляют оценки.
Плюс такой системы заключается в том, что профессиональные преподаватели получают больше времени для участия в научных исследованиях. Основной же недостаток – в том, что интенсивный учебный опыт, который студент может получить только на семинарах, как бы отодвигается на второй план.
Действительно, какой смысл от наличия преподавателей мирового класса, если все общение бакалавров с ними сводится к одному лекционному часу в огромной группе раз в неделю?
Высокая цена маркетизации
Десятилетия урезания государственного финансирования учебных заведений вынудили университеты и колледжи США резко повысить плату за обучение.
Год обучения в государственном вузе здесь стоит порядка $15,000, в частном университете – более $30,000, а в гуманитарном колледже или элитном частном университете – более $40,000. И это, не считая других расходов студента, которые никак не спонсируются государством.
Учитывая сокращение количества стипендий и грантов, самое интенсивное высшее образование, которое можно получить в частном вузе или колледже с небольшим количеством студентов, становится недоступным даже для учащихся из семей со средним уровнем дохода (по американским меркам) - $51,000.
Даже учеба в государственных вузах (самый дешевый вариант для студентов, которые хотят учиться в своем штате) становится все менее доступной для молодежи из среднего класса, не говоря уже о рабочем классе.
Нынешнее правительство Великобритании делает ставку на маркетизацию системы образования, что якобы должно сделать высшее образование более доступным.
Тем не менее, все усилия по внедрению рыночных механизмов только приблизили обучение в Англии к американской модели, при которой лишь единицы могут позволить себе высококлассное образование, а многие не могут позволить себе вообще никакого.
Почему образование стоит так дорого?
Больше – не значит лучше
Проще говоря, ожидания, которые возлагаются на уровень критического мышления и анализа студента по любой дисциплине, в самых престижных университетах США значительно ниже, чем в аналогичных учебных заведениях Великобритании.
В Америке обычно проверяется общий уровень владения материалом, без учета нюансов, а студенты обычно тестируются в формате «мultiple choice» или кратких ответов. Такой подход как нельзя лучше отражает американскую систему образования с большим количеством студентов, обучающихся на академических программах в широком спектре дисциплин, и даже оправдывает себя вплоть до 3-4 курса, когда семинары и изучение массы материала по выбранной специальности становятся нормой.
В Великобритании все иначе. Здесь студент фокусируется на одной главной дисциплине с первого года обучения, что автоматически повышает уровень критического мышления и дает глубокий опыт.
Таким образом, например, вовлечение студентов в критические дискуссии на тему исторической перспективы или искусства, а также во вдумчивый анализ различных ситуаций, является нормой для британских вузов, но выходит за рамки общепринятой американской системы образования.
Одним словом, в США можно получить действительно обширные знания, что, однако, не всегда является показателем их глубины. Возникает вопрос, - можно ли, обладая поверхностными знаниями, зато в большом количестве дисциплин, стать настоящим профессионалом в своей области?