
«Кинопроизводство в Америке - огромный бизнес и огромная конкуренция. Ошибка может стоить невероятно больших денег и репутации, вплоть до смены профессии. Здесь все четко… Если вы не пунктуальны и ленивы, вам здесь не место. Это я поняла с первого дня обучения - занятия начинаются вовремя, никого ждать не будут, ты не успел - значит, ты пролетел».
~ Диана Пузикова
HC.: Диана, до поступления на четырех недельный курс Filmmaking в New York Film Academy у тебя был уже достаточно солидный опыт съемок и монтажа, почему решила потратить свой отпуск на обучение?
У меня, действительно, был довольно большой опыт работы на видеопроизводстве практически во всех ее сферах: ассистент режиссера музыкальных клипов и рекламных роликов в киноконцерне Мосфильм, продюсирование мероприятий на Амедиа, режиссура и монтаж музыкальных клипов. Сейчас я работаю оператором и режиссером монтажа на корпоративном телевидении Сбербанка.
Это огромная сеть вещания с большим количеством контента в разных форматах. И все мне это было безумно интересно, пока постоянно мучающий меня вопрос “почему мы делаем то же самое, но получается не Голливуд?” не перерос в огромный внутренний кризис.
Мне захотелось что-то кардинально изменить в своей работе, встряхнуть себя, захотелось свежести, перепрошивки. Я чувствовала, что какая-то программа в моей голове не обновилась, раз на те же самые грабли наступаю. Грабли - это все, что меня не устраивает в моей работе: не до конца продуманный сценарий; ленивый оператор на съемках, промахивающийся фокусом; долгие переговоры с клиентом, почти борьба, потому что он хочет клип “как у Мадонны”, но только за 100 тыс руб. и т д.
В общем, у меня случился кризис на почве того, что я вкладываюсь в проект по полной, но получается совсем не то. Почему? Это был ключевой вопрос. Я практически сразу написала в New York Film Academy, в которую мне хотелось еще 4 года назад, но тогда я была студенткой и финансовые возможности не позволяли поехать. Мне мгновенно ответили и, меньше, чем через месяц мы оформили все необходимые документы. Я получила визу и улетела на 4х-недельную программу.
HC.: Что принципиально нового ты вынесла для себя из этого курса?
У меня, как и у любого человека, ожидающего что-то новое, были свои ожидания. Я практически представляла как быстро стану мастером Голливуда, буду снимать на RED и ARRI ALEXA, сниму в фильме какую-нибудь звезду, что вот-вот сейчас мне откроется занавеса тайны, я все впитаю и выстрелю.
Конечно, тайны занавеса NYFA мне приоткрыла и я просто обалдела, как все сложно, логично и четко устроено в этом бизнесе. Кинопроизводство в Америке - огромный бизнес и огромная конкуренция. Ошибка может стоить невероятно больших денег и репутации, вплоть до смены профессии. Здесь все четко.
Нельзя на кого-то переложить ответственность из серии: “ну мы не знали, что здесь нельзя снимать” или “мне не сказали, что нужно приезжать за час раньше”. Если вы не пунктуальны и ленивы, вам здесь не место. Это я поняла с первого дня обучения - занятия начинаются вовремя, никого ждать не будут, ты не успел - значит, ты пролетел.
В Голливуде все участники проекта знают, что будет на постпродакшене. Нельзя никуда отступить, ведь на это повешены огромные бюджеты. Здесь отработано все до секунды. У оператора несколько помощников, первый берет объектив, второй принимает, третий держит камеру, у всех свои задачи, своя зона ответственности, но у всех одинаковая культура хранения техники - стандарты.
Принципиально новое для меня - это то, как взаимодействовать с командой. До этого было много иллюзий и искаженных установок. Например, что делает продюсер, а что оператор-постановщик, за что ответственный режиссер. Раньше я думала, что режиссер - самый главный на свете человек. Как бы не так. Точнее, он ответственный за творческую часть, но только продюсер дает жизнь проекту. Режиссер - исполнитель. Это я сейчас не про авторское кино.
Простыми словами: если ты хочешь сделать качественный проект, не будь одновременно режиссером, продюсером, сценаристом, монтажом и оператором. Работать без команды в этой профессии невозможно. Такая гиперответственность и недоверие людям просто убьет все шансы на успех твоего фильма. Это как раз моя тема и я, наконец, увидела, почему у меня на съемках все складывается по одному и тому же ошибочному сценарию.
Еще один плюс - я показывала свои работы преподавателям, они мне “здесь и сейчас” давали обратную связь, причем абсолютно не субъективную, а с точки зрения сторитэйлинга, режиссуры, цельности проекта. Can you believe it? Ты можешь показать свои работы людям из индустрии большого кино и они дадут вам обратную связь! Круто же!
HC.: Какие классы или педагоги были наиболее запоминающимися? Почему?
Надо сказать, что все классы и педагоги были мега полезными . Никогда не было скучно, в телефон залезть даже мысли не возникало - настолько поглощал процесс. В топе самых любимых преподавателей у меня Дженни Донохью (режиссура), Джон Бриско (монтаж) и Дэвид Армстронг (операторское мастерство). Я до сих пор на связи с ними, присылаю свои клипы и проекты, они всегда дают реальную обратную связь, которую в Москве зачастую не дождешься (либо "это очень плохо", либо "потрясающе").
Также я без ума от Лидии Седроне (продюсерские курсы в Москве) и просто обожаю Пола Брауна (была несколько раз на его открытых мастер-классах в Москве и общалась в ЛА).
Мне очень нравится открытость и желание давать студентам то, чего нам так не хватает - осознанные и конструктивные советы. Как сделать свой фильм интересным/актуальным? Как правильно посчитать стоимость своего проекта и заложить бюджет на дистрибуцию? Как правильно набрать команду, и на что в первую очередь обращать внимание в работе с ней?
HC.: Опиши свой типичный день студента?
Учебный дни строились по-разному, но в основном они начинались у меня так: 7 утра – подъем; 8:20 - выезд в Академию (автобусная остановка в 5 мин от места, где я жила), 20 мин и я в Академии. Самые ранние занятия начинались в 9 утра, но не каждый день. Иногда в 10:30, 12:30, 14:00. Все зависит от вашего курса и расписания. Иногда занятия идут до 22 часов, если вы монтируете ваш фильм, можете оставаться на ночь в монтажной студии. У меня был только один выходной день, все остальные дни мы с командой были на занятиях, съемках и монтаже наших учебных фильмов. Полное погружение.
HC.: Как проходило обустройство на новом месте? Действительно ли случается на новом месте культурный шок и если да, то как ты с ним справилась?
Естественно, культурный шок со мной случился, но не сразу. Из аэропорта меня забирали мои любимые лендлорды, и много стресса я не испытала. Несмотря на их семейную поддержку, все же, адаптация к ЛА далась мне не очень легко. Я все время переживала из-за своего уровня английского, мне было страшновато разговаривать, и я лепила одну ошибку за другой.
В целом быстрая слэнговая американская речь вводила меня в анабиоз, первые 2 дня я понимала около 25% из всего услышанного за день. К счастью, сотрудники New York Film Academy очень доброжелательны к иностранным студентам, внимательно доносили всю информацию.
Когда становилось очень страшно спросить кого-то о чем-то или просто неловко, я говорила себе мысленно: «Диана, самое страшное, что может случиться - над тобой посмеются или не поймут. Никто не умрет же, так что lets go!»
HC.: Расскажи немного о том, как ты искала жилье?
Я обратилась в NYFA с поиском жилья, заполнила форму с пожеланиями по проживанию и они разместили мое объявление в группе фэйсбука «The New York Film Academy - Los Angeles Housing». Также эта группа постоянно постит объявления по поиску сожителя, и я сразу написала в одну семью, чтобы пожить у них в комнате. Они мгновенно ответили, мы созвонились по скайпу и обо всем договорились, после чего они отправили мне договор, а я отправила им депозит $300 (вся сумма за 23 дня $750).
Семья, в которой я жила, оказалась просто замечательная! Дружелюбная и работающая пара в индустрии (Мария Коста - латиноамериканская актриса и продюсер), мы поладили мгновенно, и я уже даже съездила к ним погостить в январе и апреле. Плюс практика английского постоянная - это было мега круто!
HC.: Пользовалась ли ты общественным транспортом в Лос-Анджелесе или брала напрокат машину? Легко ли было понимать знаки и водить по калифорнийским правилам?
Перед тем, как лететь, я сделала международные права. Первые 2 недели я передвигалась исключительно пешком или общественным транспортом, но очень скоро стало очевидно, что в ЛА нужна машина - расстояния огромные. Я взяла в аренду очень экономичную тойоту приус и исколесила все, что было в моих силах. Ездить по ЛА на автомобиле - просто кайф! Аренда авто почти на 2 недели обошлась мне в $600, включая страховку и бензин.
HC.: Поделись в целом своими впечатлениями от Лос-Анджелеса?
Я влюбилась в этот город. И хотя я еще не была в других городах США, в ЛА мне было как-то очень легко и спокойно, несмотря не бешеный ритм. Я привыкла быть в динамике и движении, поэтому мне “лег” этот город очень хорошо. Уровень жизни, солнце, океан, улыбчивые счастливые люди, видео съемки! Что еще для счастья нужно? Только еще свои апартаменты в Лос-Анджелесе и бизнес там же.
HC.: Чем планируешь заниматься дальше?
Сейчас я продолжаю работать режиссером монтажа и продюсером на канале, занимаюсь производством музыкальных видеоклипов, хочу совершенствовать эту нишу и достигнуть в ней “Голливудской картинки". Также я всерьез задумалась о проекте документального кино. Меня волнуют проблемы взаимоотношений детей и взрослых, возрастные психологические особенности людей и их внутренние конфликты. Идей много, много всего хочется и сразу, но нужно продумать каждый проект от А до Я, как учила Лидия Седроне.
HC.: Какой совет дашь тем, кто сомневается, стоит ли тратить время на краткосрочные курсы?
Конечно, стоит. Во-первых, вы знакомитесь с индустрией изнутри, не покупая долгосрочные курсы, после чего уже понимаете, стоит вам учиться здесь или уже этого опыта вам будет достаточно для роста. Причем продлить программу или перейти на другой курс вы можете сразу на месте.
Во-вторых, это прекрасная возможность погрузиться в другой мир, не теряя при этом работу и привычный образ жизни. Считайте, что это как большой отпуск, но после которого вы вернетесь абсолютно переформатированным и новым. Мне это дало классную встряску и опыт, которым я пользуюсь в своей работе сегодня.